Как бы Вы отнеслись к ситуации, когда после изобретения телефона, деловые люди и госорганы по-прежнему пользовались бы телеграфом, оставляя более современные способы коммуникаций только для "самых торжественных случаев", а также для "дружеской болтовни"? Парадоксально, но аналогичная скромная роль выделена в наше время мультимедийному контенту, Часто госорганы и бизнес мыслят в основном привычными телеграфными категориями.
(Если Вы в этом сомневаетесь - попробуйте подать жалобу в прокуратуру, полицию и районный суд онлайн или в тот же Сбербанк. - И эти смомнения быстро развеятся :-)
Медленнее всего изменяются привычные способы мышления. Онлайн коммуникации, ковергентные масс-медиа открывают великолепные возможности в образовании, социальных сервисах и новых способах ведения бизнеса. Несмотря на наглядность видеоконтента как способа передачи информации, он используется в социальной сфере преимущественно в развлекательных, культурных и образовательных целях, но как правило не имеет персонализированного характера, не обладает силой юридического документа. Между тем в эпоху глобализации и массового доступных устройств для создания и передачи информации открывается благоприятная возможность создания персонализированного контента, отвечающего нуждам граждан в ряде социальных сфер. Развитию этого способа социального взаимодействия, более гуманистичному и наглядному, чем обмен письменными документами, по мнению автора, препятствуют не технические аспекты (пропускная способность каналов), а господствующие в обществе стереотипы относительно исключительной роли письменного документа в обществе. Например в семейной медиации, как в этом клипе:
Вот такие мысли приходят в голову, когда на сайте госоргана пользователю выделяется текстовое окно размером с замочную скважину. Менять мышление необходимо со школы / ВУЗа, но и в сфере образования - та же картина. Онлайн курсы словно созданы теми же "телеграфистами". Говоря точнее в России много скучных электронных курсов, дублирующиеся модули, учебные средства с изощренными «наворотами», отвлекающими от целей учебного процесса.
О выборе наилучшей системы электронного обучения
По словам, Эксперта elearning Главного вычислительного центра ОАО РЖД Еленой Денисовой, международная выставка по электронному обучению в Москве удивила её с одной стороны увлечением россиян «техническими новинками» в электронном обучении, и достаточно простыми концепциями западных коллег. Другими словами, у западных коллег цель — дать необходимые компетенции, у российских разработчиков — удивить, дать «модный» продукт.
По нашему мнению идеальных систем электронного обучения не существует: это как в столярном деле, бессмысленно спрашивать что предпочитает мастер молоток, топор, пилу, рубанок или долото: разные операции в работе требуют разных инструментов. Поэтому давайте будем исходить из целостного видения картины. Допустим, поставлены задачи по созданию переговорной инфраструктуры в организации или укреплению ее правовой безопасности или в преодолении инновационного конфликта. В любом случае электронные средства обучения/коммуникаций могут быть хорошим подспорьем, но лишь частью общего процесса реорганизации, где требуются свои лидеры, разделяемые цели, исполнители и ресурсы. Если последнее будет обеспечено не в полной мере, то ошибочно возлагать вину за неуспех на неудачно разработанный электронный курс или консультантов.
Касаясь только лишь электронных средств обучения, в каждом из перечисленных случаев, которые сами по себе достаточно универсальны, мы бы порекомендовали следующее:
Для создания переговорной инфраструктуры в организации
Под переговорной инфраструктурой в организации мы подразумеваем подход Дэни Эртела в переговорах, он различает «ситуационный» или «по случаю» и «индустриальный подход». При ситуационном подходе успех / неудача любой сделки всецело зависит от личных качеств договаривающихся сторон. Напротив в основе индустриального подхода лежит предпосылка о том, что успех в переговорах — это результат имеющегося корпоративного опыта.
Поэтому этой ситуации могут быть полезны следующие средства электронного обучения: общее управление учебным контентом MOODLE, комплект договоров — Google Disk или более неудобно но «патриотично» - Яндекс Диск, мультимедийный контент, размещенный на YouTube или Vimeo. Диалоги на форумах можно успешно реализовать на MOODLE с непосредственной «вставкой» видео в текст форума. Свежие версии MOODLE содержат удобные средства автопреобразования ссылка на видео в само видео, говоря точнее, видео выбирается из заранее отснятого и размещенного в репозитории компании.
В целях укрепления правовой безопасности
Для этой задачи подойдет все сказанное выше и кроме того, здесь будут полезны сторителлинг и проверка полученных знаний с использованием банка вопросов. В МУДЛ имеются богатые средства задавания разных типов вопросов, которые можно сгруппировать по однородным категориям. Опять же, следуя мудрой пословице, лучше «один раз увидеть», желательно вставлять видео клип, релевантный обсуждаемой ситуации, в текст тестового вопроса, далее случайным образом «перемешивать» вопросы, благо в МУДЛ достаточно об этом лишь попросить саму систему путем установки соответствующей «галочки». Плюс установить хронометраж по времени для создания легкой атмосферы стресса — все это опять же штатными средствами самой системы управления учебным контентом.
И кроме того, ответы обучающегося желательно записывать прямо с веб-камеры — т.е «грабить» звук и видео локального рабочего места, чтобы видеть мимику и слышать голос (любителей технических гаджетов можно порекомендовать измерять пульс и проводимость кожи испытуемого - сильно ли потеет X отвечая на вопросы Y, сейчас для этого существуют специальные сенсорные датчики). К слову говоря, если организация использует Linux то она не только эффективно решает проблемы информационно безопасности, но и может в произвольный момент заглянуть в любой локальный комп, да и в целом протоколировать все что делал и говорил работник на своем рабочем месте. С одной стороны это снимает вопросы «кто зависал в одноклассниках», а с другой стороны напоминает Большого брата из Оруэловского 1984. Здесь требуется разумное чувство меры: да Вы свободны заниматься чем пожелаете, но мы можем в любой момент Вас проверить.
Для преодоления инновационного конфликта
Рекомендуется командо-построение и укрепление отношений доверия в организации. Тренингов по тим билдингу столько, что «куда ни плюнь - попадешь в тренера», но по настоящему содержательных программ очень мало. Заметим, что тема разрешения конфликта доминирует не только в инновациях, но и искусстве (контрапунтк), в литературе, философии. И даже более того, совсем бесконфликтные отношения возможны лишь в умирающей организации. Поэтому в инновационных конфликтах хорошо помогают «гейминг» или «симуляции» gaming, simulations. Здесь очень удобен Google Hangout в сочетании с МУДЛ, которая играет роль лишь некого фрейма, «каркаса». Выберите интересные кейсы, раздайте заранее условия, назначьте сессию онлайн по UTC (учитывая что часть сотрудников — в др. городах и странах) и промоделируйте имитационную сессию за веб камерами. Весь диалог — запишите. Сессия может длиться 60 - 90 мин., при этом 10-15 мин на дебриф или анализ ситуации. А далее — на дискуссионный форум, опять же с видео вставками, вперемежку с яркими запоминающими презентациями и т. д. Для последнего удобен Box.com который еще более красив, чем утилитарный Google Disk, (о Яндекс Диске . . . просто не говорим).
Послесловие
Мы не затронули вопросы анимации, мультипликации. Здесь тоже есть целый спектр инструментов, как например GoAnimate.com он позволяет создавать мультфильмы по Вашему сценарию, выбирая / покупая нужные сцены, персонажей и языки, включая даже русский язык Остается лишь творчески создать сценарий и сделать диалоги, подчеркивающие проблемную ситуацию. Наберите например Мультфильмы о медиации в YouTubе.com и посмотрите ряд примеров.
Наконец, как легко заметить, мы постоянно касаемся вопросов видео, словно это легко- и- просто, и доступно каждому. Так оно и должно быть в учебном процессе! Какой смысл забивать тысячи страниц текста в учебную систему, если уместнее будет использовать звук и видео! И такие средства действительно есть, но при соблюдении ряда простейших условий: а) 80-90% видео снимается с помощью веб- камеры «на лету», с автоматической нарезкой на короткие клипы 0,5-5 мин., в зависимости от динамики обсуждаемой ситуации. б) видео клипы минимально фильтруются от цифрового шума в) происходит индексация и размещение на видео хостинге. Подробнее мы описывали технологию в работе о мультимедийных документах в бизнесе и госуправлении.
Согласитесь, даже через не быстрые каналы связи проще передать короткий клип, чем целый фильм. В действительности каждому пользователю учебной системы нужен не фильм, а видео фрейм, релевантный обсуждаемой ситуации. Еще в начале XX века русский психолог Блюма Зейгарник, ученица Курта Леви, в своей дипломной работе установила, что не законченная человеком работа / действие закрепляются в его памяти лучше, чем завершенное. Какой вывод мы можем сделать из этого спустя столетие, в эпоху конвергентных СМИ и проникновения ИКТ во все сферы нашего общества? - Используйте в обучении короткие видео сюжеты также активно как рисунки и таблицы.
Заключение
Недавно в диалоге с Еленой Тихомировой, (Генеральный директор и владелец компании Центр eLearning) я с удивлением узнал, что ряд российских компаний специально ограничивает скорость каналов связи, чтобы сотрудники «не валяли дурака на работе». Скорее, здесь идет речь о ненадлежащей мотивации работника и стереотипах работодателя. Стереотип распределения ролей «начальника» и «дурака» выходит далеко за рамки этой публикации. В отношении учебного видео, заметим, что времена, когда учебные фильмы создавались узким кругом профессионалов ушли в прошлое также как в своё время перфокарты и электронные лампы для «больших ЭВМ», а вместе ними операторы по вводу перфокарт и по починке больших электронно-вычислительных машин. В нынешний век автором учебного видео/учебного курса может быть каждый. Настоящее искусство заключается в умении использовать богатые возможности. Здесь требуется творческое воображение, чувство меры и вкус.
* * *