Развитие через преодоление конфликтов

Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Конфликтная личность и её роль в истории

Конфликтная личность - это проблема в переговорах и медиации. И тем не менее, такой тип личности заслуживает отдельного внимания. Граф Фёдор Иванович Толстой, прозванный Американцем, был человек необыкновенный, преступный и привлекательный. Так о нём выразился его двоюродный племянник Лев Толстой. Он прожил бурную жизнь, нередко преступая основы общечеловеческой нравственности и игнорируя закон. Вместе с тем он был человек храбрый, энергичный, неглупый,

остроумный, образованный для своего времени и преданный друг своих друзей. Ему посвящались стихи, его колоритная персона отразилась в произведениях Пушкина, Грибоедова, Льва Толстого и других русских писателей.


Фрагмент из книги Екатерины Цымбаевой Грибоедов ЖЗЛ


Он родился 5 (17 февраля) 1782 года в Москве. Был одним из восьми детей графа Ивана Андреевича Толстого (1748-1818) и его жены Анны Фёдоровны (1761-1834), происходившей из рода Майковых.


Кстати, сестрой Фёдора была Мария Ивановна Лопухина (1779-1803), старшая из пяти дочерей графа Ивана Андреевича Толстого, чей нежный образ в 1797 году запечатлел художник Боровиковский. Мы вспоминаем юную 18-летнюю девушку, портрет которой находится в Третьяковской галерее. Её рано выдали замуж за сына орловского наместника Степана Авраамовича Лопухина (1769-1814). Император Павел I, который благоволил к семейству Лопухиных (одна из представительниц этого рода Анна Петровна Лопухина была его фавориткой), даровал её жениху в день свадьбы звание егермейстер. Однако жизнь старшей сестры нашего героя была короткой. Она умерла от чахотки, не дожив и до 25 лет.



Род Толстых был в те времена, несмотря на знатность, относительно беден, после того как в XVIII веке некоторые из его представителей были вовлечены в конфликт с властью и сосланы или лишены имущества. Чтобы обеспечить своим сыновьям достойную карьеру, в роду Толстых было принято отдавать их на обучение в военное училище. Таким образом, Фёдор Толстой, как и оба его брата, получил школьное образование в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге (в период его обучения корпус размещался в Кронштадте). Учёба в Морском кадетском корпусе давалась ему легко. Юноша отличался крепким здоровьем, был ловким и выносливым.

Он обладал незаурядной физической силой


Уже в детстве Толстой обладал, по воспоминаниям современников, незаурядной физической силой, выносливостью и ловкостью, что создавало хорошие предпосылки для успешной военной карьеры. В то же время, он уже тогда обладал непредсказуемым, даже жестоким характером. В кадетском корпусе он в совершенстве освоил стрельбу и фехтование, что сделало его крайне опасным противником на дуэлях.

«В КАМЧАТКУ СОСЛАН БЫЛ, ВЕРНУЛСЯ АЛЕУТОМ».

По окончании школы, в декабре 1797 года, Толстой поступил на службу не во флот, а в элитный Преображенский полк, в в чине портупей-прапорщика, возможно, благодаря содействию влиятельных родственников, но долго там не продержался.
Его тогдашние сослуживцы описывали Толстого как отличного стрелка и храброго бойца. По их воспоминаниям, он был темпераментной, страстной личностью, при этом очень хладнокровно и решительно действовал в боях. Его «дикий» характер, а также увлечение женщинами и карточными играми, неоднократно давали повод для ссор с товарищами и вышестоящими офицерами, которые нередко заканчивались нарушениями дисциплины. Кроме того, Толстой был очень злопамятен и мстителен по отношению к тем, кому случалось его разозлить. В 1799 году в возрасте 17 лет он в первый раз дрался на дуэли с офицером, отчитавшим его за нарушение дисциплины. Подробности дуэли неизвестны

20 июня 1803 года в Петербурге состоялся первый в России полёт на воздушном шаре, наблюдать за которым Фёдор Толстой отправился вместо того, чтобы присутствовать на смотре полка. Обратно он вернулся с опозданием, за что был отчитан полковником Е.В. Дризеном. Почувствовав себя уязвленным, молодой человек обиду не стерпел и прилюдно плюнул командиру Преображенского полка в лицо. Конфликт Толстого и Дризена привёл к дуэли, в которой последний получил тяжёлое ранение. Что касается молодого графа, то ему грозил суд.


Избежать наказания Толстой смог весьма неожиданным способом.

 


В августе 1803 года из Кронштадта отправились в кругосветное путешествие шлюпы «Надежда» и «Нева». Это было первое кругосветное плавание корабля под российским флагом. Кроме исследовательских целей, экспедиция должна была также помочь установлению дипломатических и экономических связей России с Японией, для чего в состав команды входила большая дипломатическая делегация во главе с Николаем Резановым.

Каким образом Толстой, не служивший на флоте, попал на корабль «Надежда» под командованием капитана И.Ф. Крузенштерна - неизвестно. Марья Каменская, дочь его двоюродного брата, впоследствии известного художника и скульптора Фёдора Петровича Толстого, пишет в своих воспоминаниях, что Толстой таким образом ловко избежал очередного наказания в Преображенском полку. По её словам, он выдал себя за своего двоюродного брата-тёзку,
имевшего прекрасные рекомендации, и который числился в составе экипажа, но не желал плыть, так как страдал морской болезнью.

Казалось бы, самое время нашему герою успокоиться и наслаждаться путешествием, но не таков был Фёдор Толстой. За время плавания он перессорился со всей командой, в том числе, и с самим капитаном.

Помимо этого Толстой позволял себе злые шутки в адрес нелюбимых им членов команды: так, однажды он напоил сопровождавшего «Неву» священника, и когда тот лежал мертвецки пьяный на палубе, приклеил его бороду к доскам палубы сургучом, запечатав казённой печатью. В итоге бороду пришлось отрезать, чтобы пришедший в себя священник смог освободиться - Толстой напугал его, что печать ломать нельзя.


В другой раз Толстой в отсутствие Крузенштерна прокрался в его каюту с любимцем команды, ручным орангутаном, которого Толстой купил во время одной из остановок на островах в Тихом океане. Там он достал тетради с записями Крузенштерна, положил сверху лист чистой бумаги и стал показывать обезьяне, как заливать чернилами бумагу, а затем оставил орангутана в каюте одного, вместе с капитанским дневником. Дважды объяснять обезьяне не пришлось – и вот уже ценные записи И.Ф. Крузенштерна были уничтожены.


Впрочем, сам капитан впоследствии не вспоминал о происшествии, списывая всё на шторм, из-за которого на тетрадь упала чернильница. Зато по возвращении домой эту историю охотно рассказывал Фёдор Толстой, превратив её в анекдот.



Для капитана, который уже давно был недоволен разладившейся дисциплиной на корабле, эта выходка стала последней каплей. Поэтому неудобного пассажира вместе с любимцем-орангутангом решили высадить во время очередной остановки «Надежды» на Камчатке.

Так началось самостоятельное путешествие Фёдора Ивановича Толстого.

С Камчатки Толстой добрался до одного из Алеутских островов или до острова Ситка (здесь сведения разнятся, а сам граф постоянно менял и приукрашивал детали повествования), где встретился с аборигенами. Местных жителей он впечатлил настолько, что те были готовы признать его своим вождём. Вероятно, почёт и уважение Фёдор Иванович заслужил из-за многочисленных татуировок, сделанных им ещё в дни остановки «Надежды» на острове Нуку-Хива.
У народов тихоокеанского региона подобные украшения считались признаком знатного происхождения, власти и особой избранности.

Судьба же обезьяны, кстати, неизвестна. Но сам факт её существования породил массу слухов в обществе. Судачили, что во время пребывания на Камчатке Толстой животное съел.

Увы, долго «править» аборигенами Толстой не смог: на Аляске его подобрало русское торговое судно и доставило в Петропавловск, откуда он уже самостоятельно добирался до столицы на санях и телегах через нехоженные тропы Дальнего Востока, Сибири, Урала и Поволжья. После этого путешествия он и заслужил вошедшее в историю прозвище «Американец».

В Петербург граф прибыл лишь спустя два года, в августе 1805 года и произвёл настоящий фурор в высшем обществе. Авантюры Толстого, одиночные путешествия, знакомства с народами далёких островов превратили его в легендарную личность. Сам Фёдор Иванович с удовольствием пересказывал свои удивительные истории снова и снова, а также подогревал интерес к собственной персоне, демонстрируя татуировки. По слухам, диковинные «художества» не коснулись лишь лица и шеи графа - для XIX века неслыханная смелость!

ГЕРОЙ ВОЙНЫ.

Однако возвращение на родину не сулило графу ничего хорошего. Император Александр I запретил ему въезд в столицу, поэтому прямо у городской заставы Толстого арестовали и отправили в гауптвахту, а после - на службу в малоизвестную крепость Нейшлот Выборгской губернии, где он находился до 1808 года.

От скуки и прозябания в безвестности графа спасла дружба с князем Михаилом Долгоруковым. Именно к нему Толстой смог устроиться адъютантом во время Русско-шведской войны 1808-1809 годов. На новом посту Фёдор Иванович вновь почувствовал себя особенным. В битве под Иденсальми он чудом выжил, находясь в нескольких шагах от пролетевшего ядра, которым был убит Долгоруков.
Во время войны со шведами граф совершил подвиг. Он узнал, что шведский гарнизон не ждёт нападения со стороны скованного льдом моря. Русский десант пешим ходом пробрался по льду Ботнического залива и атаковал противника, благодаря чему корпусу под предводительством М.Б. Барклая-де-Толли удалось без единой потери перейти по льду пролив Кваркен и занять город Умео.
Это способствовало быстрой победе России. Поэтому по приказу Александра I Толстой был реабилитирован, и ему вновь разрешили служить в Преображенском полку в чине поручика.
Но буйный характер Толстого-Американца вновь дал о себе знать. Фёдор Иванович вступил в перепалку с сослуживцем, ранил его на дуэли и был вновь сослан в Калугу.

Наступил 1812 год. Оставаться в стороне от войны Толстой не желал и записался добровольцем на оборону Москвы. Толстому довелось участвовать в Бородинском сражении и получить тяжёлое ранение в ногу. Мужество графа отметил генерал Н.Н. Раевский и лично сообщил о нём Кутузову.
После Отечественной войны и Заграничных походов Фёдор Иванович, наконец, был восстановлен в чинах и стал полковником, а также получил орден Св. Георгия 4 степени за храбрость.

«ОШИБКИ ФОРТУНЫ НАДО ИСПРАВЛЯТЬ».

Теперь-то и проявила себя очередная страсть Толстого-Американца, не менее сильная, чем путешествия и сражения. Фёдор Иванович обосновался в Москве и прослыл талантливым, но нечестным игроком в карты. В отличие от других, своё шулерство Толстой не скрывал и объяснял его так: «Только дураки играют на счастье, а ошибки фортуны надо исправлять». Следуя этому девизу, он постоянно становился счастливым обладателем крупных сумм, но расставался с ними так же легко, как получал.

Порой заядлый картежник становился жертвой собственных интриг. Однажды, проигравшись, он оказался на грани банкротства и даже подумывал о том, чтобы свести счеты с жизнью. Спасла графа любимая женщина – цыганская плясунья Авдотья Максимовна Тугаева (1796-1861). В последний момент она пожертвовала своими накоплениями и дорогими подарками, чтобы покрыть долги Толстого. 10 января 1821 года он женился на своей спасительнице, с которой до этого жил на протяжении нескольких лет. О том, почему они поженились и почему так поздно, русская писательница и мемуаристка Марья Каменская в своих «Воспоминаниях» пишет:
"Раз, проиграв большую сумму в Английском клубе, он должен был быть выставлен на чёрную доску за неплатёж проигрыша в срок. Он не хотел пережить этого позора и решил застрелиться. Его цыганка, видя его возбуждённое состояние, стала его выспрашивать.
— Что ты лезешь ко мне, — говорил Ф. И., — чем ты мне можешь помочь? Выставят меня на чёрную доску, и я этого не переживу. Убирайся.
Авдотья Максимовна не отстала от него, узнала, сколько ему нужно было денег, и на другое утро привезла ему потребную сумму.
— Откуда у тебя деньги? — удивился Фёдор Иванович.
— От тебя же. Мало ты мне дарил. Я все прятала. Теперь возьми их, они - твои". Ф. И. расчувствовался и обвенчался на своей цыганке.

Граф Фёдор Толстой женился, но от эпатажного образа жизни не отказался, продолжал играть в карты, участвовать в дуэлях и шокировать близких дерзким поведением. Современники рассказывали, что однажды, чтобы доказать свою меткость, он поставил Авдотью Максимовну на стол и прострелил ей каблук башмака из револьвера. Супруга с пониманием относилась к авантюрам графа: вместе они прожили двадцать пять счастливых лет и стали родителями двенадцати детей, из которых, увы, лишь одна дочь Прасковья достигла зрелого возраста. Она стала супругой московского губернатора В.С. Перфильева и дожила до 1887 года.

Старшая дочь Толстого и Тугаевой Сарра, обладавшая поэтическим даром, но очень болезненная и психически неуравновешенная, умерла в 17 лет от чахотки. Все остальные дети родились мёртвыми или умерли в младенческом возрасте. Пушкин писал в 1836 году:
"Видел я свата нашего Толстого. Дочь у него так же почти сумасшедшая, живёт в мечтательном мире, окружённая видениями, переводит с греческого Анакреона и лечится омеопатически".

Потерю близких Фёдор Иванович Толстой переживал тяжело и толковал с долей мистицизма. Так, по словам графа, за всю жизнь он убил на дуэли 11 человек (хотя в официальных документах упомянуты две смерти от его руки). Следовательно, судьба забрала у него одиннадцать детей в качестве расплаты за прегрешения.

Однако о печальных событиях своей жизни Толстой начал рассуждать уже потом, на склоне лет. А в молодые годы авантюрист и звезда московского высшего света снискал славу профессионального бретёра, который был не прочь поучаствовать даже в чужой дуэли. Однажды Фёдор Иванович получил приглашение на дуэль в качестве секунданта одного из своих близких друзей. Граф настолько разволновался за судьбу дорогого ему человека, что не придумал ничего лучше, чем перенести схватку на более ранний час и отправиться туда вместо товарища. Когда дуэль состоялась, Толстой-Американец убил противника, вернулся домой и лёг спать. Там и застал его удивлённый приятель, заехавший за своим несостоявшимся секундантом.

ПЕРСОНАЖ ИЗ РОМАНОВ И КОМЕДИЙ.

Фёдор Иванович Толстой был знаком почти со всеми выдающимися литераторами своего времени. Они же, в свою очередь, не упускали возможности использовать его персону в качестве прототипа героев своих произведений. В романе «Евгений Онегин» Толстой-Американец выступил, например, в роли Зарецкого (секунданта Ленского) и Сильвио в «Выстреле».
Между прочим, с А.С. Пушкиным граф и сам чуть не устроил дуэль. В 1826 году он обманул поэта во время очередной игры, а затем от скуки распространил порочащие его слухи, за что Пушкин разразился едкими эпиграммами, называя Толстого «холопом», «картежным вором» и «невеждой при звезде». Словесная перепалка продолжалась и набирала обороты, пока поэт не решился пригласить обидчика на дуэль. К счастью для обоих, Фёдора Ивановича тогда не оказалось в Москве. Со временем их отношения даже стали дружескими. Так, в 1829 году, Пушкин поручил Толстому передать письмо своей будущей тёще, Наталье Ивановне Гончаровой, в котором он в первый раз просил руки её 17-летней дочери Натальи. Хотя Гончарова-старшая не смогла дать на это письмо определённого ответа, Пушкин впоследствии добился своего, и в 1831 году он и Наталья Гончарова обвенчались.

Фигуру Толстого-Американца не обошёл стороной и А.С. Грибоедов.

«Но голова у нас, какой в России нету,
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом».

Так напишет об «Американце» Александр Грибоедов в «Горе от ума».

 


Кстати, против «разбойника» Толстой не возражал, а вот на последнюю характеристику обиделся и попросил автора уточнить, что речь идёт о карточных играх, а не бытовом воровстве. «А то подумают, что я взятки беру», - упрекнул он Грибоедова.

Фёдор Иванович Толстой скончался в 1846 году, когда его племяннику и в будущем великому русскому писателю Льву Толстому было 18 лет. Едва ли их общение было частым, однако образ родственника-авантюриста крепко запал в душу одарённому юноше. Спустя много лет Лев Николаевич отчасти воспроизведёт его в «Войне и мире». Чертами и именем своего дяди писатель наградил героя романа Фёдора Ивановича Долохова – дуэлянта и повесу, но в то же время храброго офицера и доброго товарища.

Юруслуги по подписке

Я согласен с Условиями использования и с Политика конфиденциальности

Метки

MOD_TAGS_SIMILAR_NO_MATCHING_TAGS

Добровольные пожертвования 

ПожертвованияСоюз "Сибирский Центр медиации"  ИНН 5406195342 КПП 860201001 Расч. счёт 40703810967170001448 в ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ№8647 ПАО СБЕРБАНК в городе Тюмени.,  БИК 047102651 Корр. Счёт 30101810800000000651 Назн. платежа: добровольные пожертвования  НДС нет

 

Поиск