fbpx

Опыт школьной медиации в образовательной организации

Печать

Наталья Петровна ПарфентьеваНаталья Петровна Парфентьева (г. Иркутск), выпускник курсов медиации Сибирского Центра конфликтологии, рассказывает об опыте создания школьной службы медиации в образовательной организации  Школа меняется стремительно и, как следствие, в нее активно заходят социальные технологии, которые оказывают огромную помощь в работе педагогов в формировании компетенций, с которыми наши дети должны выйти со школы 

(социально – психологические, коммуникативные, правовые, экономические и т. д).


Мое убеждение, что неформальный подход внедрения метода «школьная медиация» и программ школьной медиации в образовательное пространство организации - это выдающаяся находка для педагогического коллектива, который способствует решению современных вызовов не только организации безопасного пространства в школе, но и формированию компетенций у детей в процессе их школьного образования.


Чем дальше мы погружаемся в возможности данного метода, тем больше идей возникает по использованию его в образовательной среде и они безграничны. В процессе работы внедрения служб школьной медиации мы пришли к выводу, что создание служб медиации в ОО и организация их работы требует комплексного решения организационных, нормативно – правовых, информационно-методических и просветительских задач.

Для организации школьной службы медиации


Важным этапом для организации школьной службы медиации является информационная составляющая в работе с педагогическим коллективом, принятие принципов восстановительного подхода в работе с детьми. Необходим подбор специалистов, которые имеют мотивацию к новым методам и способам разрешения конфликтов и, что очень важно, высокой степенью доверия детей к их личностным характеристикам.


В состав Службы были включены психолог школы, социальный педагог, педагог дополнительного образования и курирует работу Службы заместитель директора по воспитательной работе.
На основании приказа директора в феврале 2016 года в нашей школе была создана сначала рабочая группа, а затем утвержден состав службы медиации, которые приняли участие в разработке нормативно-правовой документации, методического обеспечения, регламентирующие работу СШМ.

 


Какие шаги были сделаны?


Наталья Парфетрьева в имитационной сессии медиации1. Разработана нормативно – правовая документация СШМ, а именно:
- Положение о школьной службе медиации;
- должностная инструкция куратора службы школьной медиации;
- договор о сотрудничестве (медиатора и ОУ);
- журнал регистрации конфликтных ситуаций;
- регистрационная карта;
- примирительный договор.
2. Разработана методическая основа работы службы медиации:
2.1 План работы службы школьной медиации;
2.2. Программы восстановительной медиации:
- программа «Круг сообщества» («Круг примирения»);
-программа коррекционно – профилактической работы с детским коллективом;
2.3. Программа обучения детей – волонтеров группы равных для участия в примирительных программах.
2.4. Программа классных часов по внедрению медиативных практик в школе.
2.5 Разработана форма социометрического паспорта класса для раннего выявления негативных проявлений.
3. Проводится целенаправленная просветительская работа с детьми, родителями, педагогами.
3.1. Проведены информационно – методические семинары с педагогами по основам работы служб медиации, основам конфликтологии, по технологиям примирительных программ;
3.2. Проведено заседание Управляющего Совета школы, а так же проведена просветительская акция «Услышь меня» с распространением буклетов среди учащихся и родителей с целью популяризации работы службы медиации.
3.3 Проведено родительское собрание 6 класса по конфликтной ситуации с применением метода медиации.


Служба медиации встроена в образовательное пространство школы

Также были проведены организационные мероприятия, включая  создание групп детей волонтеров и учителей волонтеров для работы с медиационными случаями. Были скорректированы планы по воспитательной работе и мероприятия. Служба медиации встроена в образовательное пространство школы

 

Партнерские программы 

Для решения выявленных проблем разработан инновационный образовательный проект «Сетевое взаимодействие Служб школьной медиации как ресурс правовой социализации участников образовательных отношений», руководство которого осуществляет АНО «Центр социально-педагогического сопровождения детей и молодежи «Старт» и институт развития образования города Иркутска. Целью проекта является создание сети Служб школьной медиации (далее СШМ) образовательных организаций (пилотных площадок) как ресурса правовой социализации участников образовательных отношений.

Отрывок из тезисов  директора АНО «Центр социально – педагогического сопровождения детей и молодежи «Старт» Натальи Петровны Парфентьевой к предстоящей международной конференции по медиации онлайн.