fbpx

Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Теория и практика нарративной медиации

Содержание материала

talkИнститут развития профессиональных компетенций в сотрудничестве с Сибирcким Центром медиации провели онлайн конференцию , посвященную теории и практике Нарративной медиации. Приводим краткие итоги конференции.  Нарративная медиация способствует достижению взаимопонимания между конфликтующими сторонами за счет того, что более глубоко и подробно рассматривает те общие для всех участников личные и культурные нарративы, которые лежат в основе конфликта.

 

Социальный конфликт неизбежен

Люди живут и действуют в моделях, описаниях реальности, созданных во взаимодействии людей и институционализированных, и ни одно из этих описаний не является «истинным». Эти описания различаются по степени согласованности и правдоподобия

Конфликт – неизбежное следствие сложности; в нем сталкиваются сосуществующие в культуре и обществе различные описания того или иного события.

 

Нарративная медиация способствует достижению взаимопонимания между конфликтующими сторонами за счет того, что более глубоко и подробно рассматривает те общие для всех участников личные и культурные нарративы, которые лежат в основе конфликта.

Конфликт возникает внутри общей для его участников социокультурной "ткани", а не порождается внутренне присущими людям влечениями и интересами;
• люди проживают свою жизнь в соответствии с определенными историями, и потому сюжеты и смыслы важнее "фактов" и "причин".
• истории социально конструируются в культуре.

 

Экстернализация

или вынесению вовне, Э. подвергается сам конфликт. Он рассматривается как самостоятельная сущность, обладающая намерениями, целями, видами на жизнь людей; у конфликта есть свои уловки, сильные и слабые стороны.

 

Деконструкции подвергаются само собой разумеющиеся убеждения, лежащие в основе описаний мира, которые находятся в конфликте, а также «ощущение себя вправе» вести себя определенным образом, которое следует из этих убеждений. Деконструкция позволяет подвергнуть эти убеждения сомнению и даже опротестовать.

 

Из доминирующей истории о конфликте,

 

скорее всего, «выпадают» и остаются незамеченными эпизоды взаимного уважения, поддержки и сотрудничества. Нарративный медиатор, осуществляя совместно с клиентами пересочинение, помогает связать отдельные исключения из доминирующей истории, или уникальные эпизоды, в осмысленную последовательность, в «противосюжет», который можно противопоставить истории о конфликте. 

Альтернативных историй может быть много, они создаются в сотрудничестве с протагонистами, и в конечном счете именно протагонисты выбирают, что сработает для них. Актуализация множества возможных историй в медиации очень полезна, потому что конфликт не дает людям видеть эти возможности.

 

Под дискурсом в нарративном подходе понимается набор идей, выступающий как структурирующая основа, позволяющая придавать смысл социальным практикам и институтам, а также личному опыту. По своей природе дискурс является языковым, речевым (если учитывать не только вербальные, но и вневербальные речевые проявления). Каждый человек одновременно находится в контакте со множеством различных дискурсов.

Медиатор стремится озвучить как можно больше различных описаний конфликтной ситуации (вместо того, чтобы создать одно-единственное согласованное описание),

Они занимают дискурсивные позиции

по отношению к собеседнику – например, они могут занять позицию жертвы, пострадавшей от плохого обращения другой стороны конфликта. При этом они предлагают медиатору и второй стороне конфликта откликаться именно на эту позицию, тем самым призывая их самих занять вполне определенные позиции. Медиатор может или стремиться к установлению социальной справедливости и равенства прав, или же воспроизводить существующие несправедливые социальные практики.

 

Дж.Монк и Дж.Уинслэйд утверждают, что медиатор обязан открыто бросать вызов некоторым преувеличенным привилегиям. Медиатор не может оставаться нейтральным в такой ситуации. Он подвергает сомнению то, что считается нормой, потому что норма - продукт культурно-исторического контекста, выгодный определенной группе людей. Преувеличенные привилегии - источник большого числа конфликтов в семье и на работе.

 В полном объеме материл будет выложен на сайте Массовые Открытые курсы электронного обучения


Доминирующий социальный дискурс


На Западе это связано с тем, что европейцы колонизировали другие континенты.  Бремя белого человека по выражеению Редъяра Киплинга

 

Три фазы нарративной медиации:


вовлечение, деконструкция конфликтной истории и конструирование альтернативной истории. На фазе деконструкции конфликтной истории  применяются техники экстернализации, определения влияния конфликта на жизнь людей, деконструкция дискурсивных оснований «ощущения себя вправе». На фазе конструирования альтернативной истории используется пересочинение, при этом используется «карта пересочинения» Майкла Уайта, то есть происходит челночное движение между ландшафтом действия и ландшафтом сознания. Карта пересочинения – это «ориентировочная основа действия» нарративного практика, позволяющая ему в каждый момент беседы понимать, какие вопросы могут быть заданы. При составлении этой карты Майкл Уайт пользовался идеями Джерома Брунера о том, что в хорошей с литературной точки зрения, жизнеспособной истории речь идет не только о последовательности событий во времени, объединенных в сюжет («ландшафт действия» на карте), но и о том, каковы желания, намерения, ценности, принципы и обязательства героя («ландшафт сознания»).

Под челночным движением подразумевается то, что для «уплотнения» предпочитаемой истории, если в данный момент человек дает описание события, то интервьюеру имеет смысл задать вопрос на ландшафт сознания, и напротив, если человек формулирует жизненную ценность или принцип, имеет смысл попросить его проиллюстрировать воплощение этой ценности или принципа примером события из прошлого или возможного будущего.
Об определенных аспектах проведения медиации, таких, как установление отношений доверия, обеспечение безопасности и использование писем и документов, необходимо сказать больше.  

 

На фазе вовлечения медиатор сосредотачивается на том, чтобы установить отношения взаимного доверия со сторонами конфликта. При этом он уделяет внимание физическому пространству, невербальному поведению участников, дискурсивным позициям, которые они занимают. На предварительных индивидуальных встречах медиатор выясняет не только то, в чем каждая из сторон четко уверена, он проявляет любопытство и по отношению к «оттенкам серого», тем дилеммам и внутренним конфликтам, с которыми имеют делВ процессе нарративной медиации важное значение имеет пересочинение (re-authoring) — совместное сочинение альтернативной истории, когда посредник помогает сторонам сконструировать положительную историю их будущих отношений.

В процессе нарративной медиации важное значение имеет пересочинение (re-authoring) — совместное сочинение альтернативной истории, когда посредник помогает сторонам сконструировать положительную историю их будущих отношений.

Когда между сторонами налажены доверительные отношения, они легко приходят к заключению соглашения. Недаром нарративная медиация эффективна в традиционных культурах, где людям в меньшей степени присущ индивидуализм. По нашему мнению, слишком «рационализированный» и «холодный» подход в медиации менее приемлем в России, чем нарративный, допускающий уважительное отношение к оппоненту. Вместо поиска «объективной истины» на практике допустимы разные «версии» истории конфликта — у каждой стороны своя правда. Думается, что упрощение сложных социальных отношений «к торгу» неприемлемо в многонациональном обществе с его самобытной культурой и историей.

Рефрейминг контекста: в разных ситуациях одно и то же поведение может оказаться и полезным и вредным. В данном случае, если изменить контекст сообщения, то меняется и подход к содержанию. Рефрейминг содержания: состоит в том, чтобы изменить ценность самого сообщения Например, если человек лжет, значит, у него есть хоть какая-то цель. Рефрейминг содержания направлен в первую очередь на изменение восприятия объекта, что для субъекта проявляется в смещении смысловых акцентов и приводит к возникновению новых ощущений.

Кейсы из практики

Юруслуги по подписке

Я согласен с Условиями использования и с Политика конфиденциальности

Правообладатель

Сайт принадлежит Союз

"Сибирский Центр медиации"

Россия 628400 Ханты-мансийский 

автономный округ- Югра

город Сургут

ул. Университетская 11 оф 762

Тел. +7(982) 226-3990

marat@eMediator.ru