Новости сайта

Онлайн разрешение споров в Европейском Союзе

 
Марат Авдыев
Онлайн разрешение споров в Европейском Союзе
от Марат Александрович Авдыев - Суббота, 27 Февраль 2016, 08:09
 

ОРС в ЕСУспешное применение платформ ОРС привлекло внимание не только национальных правительств, но также региональных и глобальных институтов, таких как Европейский Союз и Организация Объединенных Наций, которые убеждены в преимуществах продвижения ОРС. Необходимость более значимой роли ОРС особенно ощущается в потребительской сфере, оказывающей значительный вклад в рост  ВВП. Согласно данным Европейской комиссии, наибольший вклад в экономическую динамику обеспечивает розничная торговля - это 56% ВВП Европейского Союза [2]. По этой причине Европейский союз рассматривает  ОРС в качестве одного из ключевых механизмов для реализации законных прав потребителя [3]. Необходимость в более комплексной интеграции внутреннего рынка стимулировала Европейский союз принять ряд конкретных шагов  в содействие ОРС, как способа обеспечения потребителям эффективных средств правовой защиты. Также в числе приоритетов находятся вопросы совершенствования нормативного регулирования Европейского рынка с целью принятия нового законодательства для дальнейшей пропаганды преимуществ ОРС; обеспечения и создания условий для работы ОРС провайдеров;  мониторинга широкого набора практик представления услуг АРС и ОРС в Европейском Союзе.

Четвертая сторона в конфликте

Соответственно, Европейский Союз недавно одобрил два законодательных акта, Директиву об АРС в потребительской сфере (Directive on consumer ADR)  и Положение об ОРС потребительской сфере (The Regulation on consumer ODR) [54]. Эти нормативные акты требует от стран-членов Европейского Союза обеспечить в период до июля 2015 года доступность для потребителей эффективных платформ ОРС для работы в Интернете с соблюдением процессуальных норм [5]. Директива дополняется Положением об ОРС, что обеспечит доступность все процессов АРС с января 2016 через общеевропейской сайт, обращающийся к ОРС платформе. Платформа будет координировать сеть национальных сертифицированных АРС / ОРС платформ и она будет способствовать, в частности, урегулировать трансграничные споры, что позволит сторонам медиации получить доступ к упомянутым одобренным на национальном уровне ОРС платформам [6]. 

 

Параллельно Комиссия ООН по праву международной торговли, сокр. ЮНСИТРАЛ (от англ. United Nations Commission on International Trade Law — UNCITRAL) разрабатывает модельные правила ОРС для урегулирования небольших по цене исков в международных спорах, возникающих в электронной коммерции [7].  Импульс институциональной поддержка ОРС следует за необходимостью развития конкуренция и укрепления доверия в трансграничной электронной коммерции. Таким образом, в то время как ЮНСИТРАЛ разрабатывал модельный  закон, который может быть по соглашению избираться сторонами, Европейский союз принял Регламент ОРС, что создало фундамент для работы  ОРС с целью лучшей координации и разрешения  национальных, а также трансграничные споров в потребительской сфере в пределах  ЕС. Обе инициативы дополняют друг друга, как АРС  платформы в Епропейском Союзе, и если на то будет политическая воля, он может принять, ЮНСИТРАЛ-ОРС (UNCITRALODR) правила для разрешении споров в электронной коммерции [8]. 


Есть некоторые сомнения в том, что в ближайшие несколько лет станет больше примеров создания новых ОРС. В самом деле, со следующего года, все АРС - центры, которые пожелают иметь сертификацию национальным компетентным органом для соблюдения минимальных стандартов, установленных в Директиве АРС, будут обязаны предоставлять свои услуги онлайн не мене качественно, чем в офлайн режиме. Действительно, ожидается что с 2016 года большинство трансграничных потребительских споров потребителей в ЕС, [9] будут направляться на платформы европейского ОРС


Бизнес процесс ОРС

  1. См. полную версию в публикации  Авдыев М.А. Сервисы разрешения споров онлайн: избранные кейсы // Современные технологии управления, 2015. - №8(56). - ISSN 2226-9339. - Режим доступа к журн.: http://sovman.ru
  2. EU Consumer Agenda of 2012, COM(2012) 225 final.
  3. EU Justice Agenda for 2020, COM(2014) 144 final.
  4. Directive 2013/11 on Alternative Dispute Resolution for Consumer Disputes [2013] OJ L165/63 (ADR Directive); and Regulation 524/2013 on Online Dispute Resolution for Consumer Disputes [2013] OJ L165/1 (ODR Regulation).
  5. ADR Directive arts 6–11.
  6. P. Cortés, “A New Regulatory Framework for Extra-Judicial Consumer Redress: Where We Are And How To Move Forward” (2014) 34(3) Legal Studies, forthcoming; P. Cortés and A. Lodder, “Consumer Dispute Resolution Goes Online: Reflections on the Evolution of European Law for Out-of-Court Redress” (2014) 21(1) Maastricht Journal 14.
  7. The draft rules propose a tiered procedure that commences with negotiation, moves on to facilitated settlement, and the remaining unresolved disputes are decided through an online arbitration stage (or through a non-binding adjudication procedure when parties choose this alternative track). See UNCITRAL Working Group III (Online Dispute Resolution), Online Dispute Resolution for Cross-border Electronic Commerce Transactions: Draft Procedural Rules (March 24–28, 2014), http://www.uncitral.org/uncitral/commission/working_groups/3Online_Dispute_Resolution.html [Accessed July 9, 2014].
  8. cf. P. Cortés and F. Esteban de la Rosa, “Building a Global Redress System for Low-Value Cross-Border Disputes” (2013) 62(2) International Comparative Law Quarterly 407
  9. R. Susskind, Tomorrow’s Lawyers: An Introduction to Your Future (Oxford University Press, 2012) p.102


Ссылка на сайт для до информации об ОРС в Европейском Союзе