Новости сайта

Время инвестировать в Россию

 
Марат Авдыев
Время инвестировать в Россию
от Марат Александрович Авдыев - Суббота, 9 Май 2015, 09:34
 

Бизнес - медиацияВ 2014 г. приток прямых инвестиций сократился втрое до $21 млрд и полностью пришелся только на первое полугодие: во второй половине года нерезиденты выводили средства. По данным FDI Markets, в 2014 г. в России было осуществлено лишь 178 новых проектов, связанных с прямыми иностранными инвестициями на общую сумму $13 млрд, в 2011 г., для сравнения, их было 396 на $23 млрд. Для внутренних инвесторов вложения потеряли привлекательность еще в 2013 г., обусловив начало инвестиционного кризиса: инвестиции сокращаются третий год и к концу 2015 г., исходя из прогноза Минэкономразвития, откатятся на уровень 2010 г

За и против инвестиций в Россию

Сначала начнем с плохого:

а) санкции против России.  Вы принимаете решения на основе экономики, а вопросы политики в отношениях России и ЕС стали преобладать над экономикой. (Хорошо иметь выход на Азиатские рынки: Гонконкг, Китай . . .? Принципы финансового права во многом аналогичны, но дружественного расположения больше). 

б) сейчас в России Александр Бастрыкин (Глава Следственного комитета РФ) сильно лоббирует приоритет национального права России над международным, усматривая происки спецслужб США даже в российской Конституции :-) см. Российскую газету от 28 апр. 2015 "Исправленному верить". Не исключено, что может измениться судебная практика по международным спорам, в частности, практикуемые ранее схемы потребуют модификации с целью бОльшей защиты прав инвестора с учетом местной специфики. 

в) есть изменения в порядок заключения расторжения договоров в Гражданском кодексе РФ, теперь "обиженный" предприниматель может попытаться взыскать убытки, если с ним сделка не состоялась и с ним "аккуратно не попрощались". 

Теперь довод в пользу инвестиций

Россия - огромная страна с богатыми природными ресурсами и квалифицированным потребительским спросом. Барьеров для вхождения бизнеса много, но они преодолимы. По прежнему остаются привлекательными ряд отраслей, где очень низок уровень конкуренции. Если предприниматель работает в производственной сфере, имеет дистрибьютерскую  сеть для сбыта продукции, то именно является сильной стороной в бизнес-отношениях. Производственные корпуса покупаются с большими скидками, персонал готов работать за более скромную зарплату, чем до кризиса. Если стратегия бизнеса выбрана верно, то такой бизнес не нуждается в кредитах - он развивается за счет прибыли, именно в России такой вариант реализуется наиболее часто.

Посредник между инвестором и предпринимателем.

Хорошо, если в переговорах участвует третий нейтральный посредник,  который помогает сторонам сделки достичь соглашения. В подавляющем большинстве случаев стороны желают сохранить конфиденциальность сделки до её совершения. Предприниматель информирует персонал о смене структуры собственности уже после того, как уверен, что сделка состоится. Иногда инвестор предлагает предпринмателю принять в штат его руководителя на должность исполняющего обязанности или заместителя с тем, чтобы понять изнутри, как работает интересующий его бизнес. 

Между тем, со стороны предпринимателя возникает резонный вопрос: а не расстроит ли это сделку? Принятый в штат руководитель уже свои присутствием на рабочем месте формирует ожидания персонала, он неизбежно начинает воздействовать на бизнес, возможные конфликтные ситуации, утечка конфиденциальной информации. А что будет, если сделка не состоится, кто компенсирует возможные убытки продавцу? Осторожный подход заключается в том, чтобы дать возможность покупателю провести полную всестороннюю проверку до этапа "вхождения в бизнес", например под предлогом привлеченного юриста или аудитора или VIP клиента.

Итак, стороны должны оговорить состав  бизнеса. Из-за набора юридических лиц, например, по соображениям налоговой и экономической безопасности, из-за смешения личной собственности руководителя с корпоративной, нужны определенные переговоры и усилия для определения состава отчуждаемого бизнеса.

С основными дебиторами и кредиторами, с бюджетом и внебюджетными фондами необходимо составить акты сверки расчетов. Из банков, где открыты счета, запросить справки об остатках кредиторской задолженности. Сам предприниматель должен подписать декларацию о том, что не имеет задолженностей более чем на определенную сумму, включая иски в судах от третьих лиц, задолженности перед работниками, помимо явно указанных в перечисленных документах 

 К сожалению, в условиях кризиса сложно работать в привычной системе координат: такие факторы как положительное  аудиторское  заключение, место в рейтинге, отчет об оценке бизнеса сами по себе не являются защитой от обмана покупателя. Например, большинство обанкротившихся кредитных учреждений и «бесследно пропавших» страховщиков имели и хорошие места в рейтинге, и «красивые» финансовые отчеты. Следовательно, нужны другие методы анализа предлагаемого к продаже бизнеса.

Если у Вас создается впечатление, что риски продавца минимальны, то  это далеко не так.  Покупатель, к примеру, может оказаться агентом конкурента, желающего поближе познакомиться с секретами производства и сбытовой сети, узнать список постоянных клиентов и договорных условий. Иногда опытный покупатель направляет вместо себя «клонов», которые сильно сбивают цену продаваемого бизнеса. Наконец, покупатель может оказаться банкротом, и хорошо, если это деликатное обстоятельство выяснится до подписания сделки.


Одним словом, обеим сторонам требуется достоверная информация. Однако, к сожалению, как продавец, так и покупатель не всегда бывают честны. Начнем с ожиданий по цене.


           Предпродажная подготовка 

Может ли предпродажная подготовка бизнеса скорректировать ожидания по

цене и сделать предложение о продаже более привлекательным для потенциального покупателя. Предпродажная подготовка бизнеса  - это комплекс юридических и организационных мероприятий, способствующих увеличению его цены. Одновременно эти мероприятия помогают расстаться с необоснованными ожиданиями продавца на основе анализа спроса.  

Такие мероприятия, как правило, требуют затрат -- заметим, не всегда значительных, а скорее связанных с волевыми и управленческими усилиями (например, регистрация прав собственности, патенты, товарные знаки и лицензионные договоры). 

Безусловно, организационная структура также должна быть понятной. Достаточно просто, если бизнес представлен одним юридическим лицом или его ведет индивидуальный предприниматель. Хорошо, если отсутствует смешение личной и корпоративной собственности. Но на практике такое бывает редко. Выходит, необходимо четко разграничить, что входит в отчуждаемый бизнес, а что -- нет. 

К сожалению, хороший бизнес может продаваться со значительным дисконтном именно из-за перепутанных прав собственности или отсутствия четких организационных структур.  Бизнес, который в меньшей степени зависит от личности его руководителя, представляет большую ценность  для покупателя. Поэтому трудовые контракты компании, условия о сохранении  ключевых сотрудников, а также договоров с основными клиентами -- типичные пожелания продавца. 

Разумеется, перечисленное выше позволяет повысить ценность отчуждаемого бизнеса, и определенных случаях сделать бизнес отчуждаемым в принципе, т.е. не зависимым от личных предпринимательских качеств самого собственника. 

Что определяет ценность бизнеса?

Поясним примером. Два предпринимателя, Олег и Сергей, еще в середине 90-х гг. ХХ в. приобрели за бесценок корпуса обанкротившегося крупного завода, разделили примерно поровну здания, территорию и занялись строительством. Олег зарегистрировал свои права на земельные участки и здания, а Сергей -- нет. Олег участвовал в конкурсе на заключение договора поставки европоддонов на крупное предприятие пищепрома, а Сергей игнорировал любые конкурсы, по его мнению «не честные» и «с заранее определенным победителем».

 В результате Олег смог выгодно продать бизнес и на вырученные деньги купить небольшой отель на Черноморском побережье. Сергей последовал примеру, но смог  купить лишь дом в пригородном поселке. Бизнес Сергея полностью разорился, потому что нанятый им директор не обладал предпринимательской жилкой. Автомобильный транспорт Сергей был вынужден продать за невысокую цену (как технику, бывшую в употреблении), а недвижимость не продавалась вообще, поскольку не была зарегистрирована и находилась далеко от города-мегаполиса. Заметим, что бизнес Олега находился рядом, однако продавался именно как работающий. Оказывается, дислокация компании поблизости от лесных и фермерских хозяйств дает преимущества по цене древесины; готовая продукция весит легче и доставлять ее покупателю в тот же город дешевле. Оплата труда персонала, стоимость электроэнергии и тепла от завода-спутника -- также дешевле, чем в городе! Все эти факторы превратили недостатки места расположения бизнеса в его достоинства, а следовательно, увеличили цену.

Итак вопрос о возможной продаже бизнеса -- это вопрос качества его менеджмента. Отсутствие менеджмента может сделать бизнес совсем не отчуждаемым. В этой ситуации уместнее говорить о самозанятости предпринимателя--собственника либо о наборе активов, суммарная стоимость которых может быть не сопоставимо меньше стоимости бизнеса.

На старт!Иногда продавец, желая увеличить цену, устанавливает заведомо высокие расценки на каждую единицу активов бизнеса, и что еще хуже, приписывает показатели выручки, улучшает рентабельность, или скрывает информацию о просроченных кредитах и долгах.  Опытный покупатель не клюнет на эту удочку, поскольку сравнить цены на недвижимость и оборудование несложно, а экономические показатели можно оценить косвенными методами, наблюдая за потоком клиентов, отгрузкой продукции, изучая первичные документы, опрашивая персонал и конкурентов.

В результате покупатель может (и вправе) отказаться от сделки и потребовать уплаты задатка в двойном размере, если стороны скрепили договоренности соглашением о задатке. Естественна ситуация, когда рыночная цена успешного бизнеса выше, чем показатель его чистых активов. Поэтому продавцу более выгодно предоставить достоверную информацию о  своем бизнесе, запросить хорошую цену и даже предоставить небольшие скидки за имеющиеся недостатки (их надо перечислить в договоре). Впоследствии это исключит претензии покупателя относительно состояния приобретенного им бизнеса.

Марат Авдыев
Re: Время инвестировать в Россию
от Марат Александрович Авдыев - Среда, 13 Май 2015, 17:37
 

Добро пожаловать!Дамы и Господа! Несложный анализ в Сети показал дефицит качественной информации по инвестициям, инновациям, венчурному финансированию, сделкам купли- продажи бизнеса и выстраиванию доброжелательных отношений между инвестором и предпринимателем. Нет нормальной дискуссионной площадки - есть попытки "всучить" за деньги ненужную "аналитику" о слиянии и поглощении крупных компаний, приватизации, аукционах, которые имеют самое далекое отношение к среднему и тем более, к малому бизнесу. Есть много рецептов сказочного обогащения "за минуту и никакого риска" - см. YouTube, есть экстрасенсы, колдуны и целители на рынке финансов, но мало профессионалов, способных помочь бизнесу. Как практикующий юрист отмечу, что олигархи и все "остальные" в России работают в совершенно разных правовых системах. :Если интересы 20% первых надежно защищены английским законодательством, трастами, международным арбитражем, то в отношении 80% "остальных" действуют совершенно неприемлемые правила рассмотрения спора и защиты прав собственности. Итак мы говорим не о джентльменах из Англии, а о нашей России. Данная группа призвана хотя бы частично восполнить имеющийся пробел. Итак какие рецепты опробованы Вами на практике? Что работает по - настоящему, а что является лишь фикцией? Высказывайтесь, делитесь опытом. Рекомендуйте нас своим клиентам за агентские %. Задайте Ваши вопросы! И кроме того, мы любим решать сложные проблемы онлайн с использованием современных технологий коммуникаций и разрешения конфликтов. Итак, к диалогу, господа!

см. далее