Школьные службы примирения pro & contra

Содержание материала

Спорная статья была опубликована Ларисой Магдановой на сайте Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС) - общественном движении которое открыто выступающим против внедрения в России ювенальных технологий. Исходя из этого угла зрения была подготовлена сама статья. Остается лишь надеяться, что сторонники восстановительного подхода смогут подготовить ответ, адресованной широкой аудитории, и при этом смогут избавиться от сложной специальной терминологии, которая порою воздвигает трудно преодолимый барьер в понимании.

 

. . .  на сегодняшний день в России существует порядка тысячи служб примирения. Из них 535 (более 50%!) – в школах Пермского края, т.е. примерно в каждой второй школе!  Об этом на прошедшем 25 сентября круглом столе с заметной гордостью сообщил нам Павел Миков, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае (некогда правая рука Татьяны Марголиной, а теперь – глава своего собственного аппарата). Кстати, еще в 2006 году Администрация Пермской области издала приказ (Приказ от 30 июля 2007 года № 26-01-04-123 «Об организации работы по выполнению бюджетных заданий по предупреждению социально опасных явлений среди учащихся»), где в числе прочих пунктов предусматривалось создание ШСП во всех школах Перми и области. Амбициозную сию задумку до конца реализовать пока не удалось, но сама заявка показательна.

Создание школьных служб примирения"сверху"

Такова особенность очередного «пермского эксперимента». Создание ШСП здесь начиналось не с низов, по инициативе учеников и сотрудников, как требовала того каноническая модель, а прямо с самого верха, командно-административным путем. К слову сказать, так уж повелось в постсоветском Прикамье: всяческой «демократией» тут кормят чуть ли не насильно.

Две большие разницы

Сравните: продвижение медиации в том определении, как это определяет ФЗ 193-ФЗ "О примирительных процедурах с участием посредника (медиации)" - Закон "О медиации" силами гражданского общества без государственной поддержки, что называется снизу привело к ситуации а) когда государственная задача по пропаганде новых социальных технологий производится преимущественно силами и за счет  средств энтузиастов б) в каждом регионе медиаторы вынуждены выстраивать отношения в вертикалью власти таким образом, будто медиация - это совершенно новое явление, никому не известное. в) в судах фигуру медиатора воспринимают настороженно. г) не умолкают споры о том, кого считать "настоящим" медиатором  д) нет такой профессии как медиатор и такого вида экономической деятельности. Словом, возможно ли в такой вертикально ориентированной стране, как Россия, где центр принятия решений сосредоточен на самом верху что либо сделать "снизу", силами гражданского общества?    

 

Разберем специфику такого явления как ШСП, настойчиво продвигаемого в Пермском крае в контексте так называемого восстановительного правосудия (ВП). Напомню, что под ВП понимается иная парадигма реагирования на правонарушения и преступления граждан, основанная на необходимости а) примирения жертвы и преступника с заключением в итоге примирительного соглашения; б) возмещения ущерба пострадавшему силами обидчика в соответствии с принятым соглашением; в) смягчения т.н. репрессивных форм наказания по отношению к преступнику.

- Очень вульгарное изложение достаточно сложной научной концепции

 

Снова идеологические клише 

Во имя профилактики детских правонарушений (под лозунгом которой, к слову, и внедряется вся система пресловутой ювенальной юстиции) предложено было распространить эту практику примирения не только на правосудие, но и на обыденную жизнь в школах, организовав для того специальные ШСП. Ведь именно в школах дети проводят большую часть времени! Соответственно, и количество конфликтов максимально высоко в школах. А конфликты между подростками – это якобы и есть источник правонарушений несовершеннолетних.

. . . 

Для разрешения школьных конфликтов предлагается тот же самый метод, который используется в рамках ВП – т.н. «восстановительная медиация». Напомню, что вообще медиация – это такое посредничество в спорах, при котором ведущий, не предлагая своих решений и не принимая ни одной из сторон, помогает спорщикам принять устраивающее их соглашение. Так сказать, просто служит катализатором. Цель медиатора – соглашение. Все остальное – примирение сторон, восстановление отношений и пр. – возможные, но совершенно не обязательные побочные эффекты. Однако именно эти побочные эффекты являются центральным звеном «восстановительной медиации». И именно «восстановительная медиация» получила свое наибольшее развитие в России. . . . 

далее автор статьи опять же прибегает к сарказму

Пару слов о характере работы школьных служб примирения. Основные принципы таковы: медиаторами (еще раз подчеркиваю, что речь идет не о медиации как таковой, а о восстановительной медиации) в них трудятся специально обученные педагоги и школьники. Руководит службой социальный педагог, тогда как ему помогают прошедшие стажировку старшеклассники. Теоретики ШСП, главным из которых, безусловно, является Антон Коновалов, один из основателей Центра «Судебно-правовая реформа», считают, что подросткам в школе будут больше доверять, как своим. А значит, и узнать можно побольше, и в душу залезть поглубже. Если на примете появляется конфликт (ученик-ученик, учитель-ученик, ученик-родитель и т.д.), наши примирители проводят предварительные беседы с обидчиками и пострадавшими, предлагая свои услуги. Получив согласие – приступают к делу и долго, порою по два-три месяца, собираются, разглагольствуют, перетирая возникшее недоразумение. Проводя процедуру, они исходят из принципа, что обе стороны виноваты (и обкраденный мальчик, и вымогатель), у обеих сторон равные права (и у оскорбленного учителя, и у малолетнего разгильдяя). Соответственно, обе стороны должны осознать свою вину и «взять на себя ответственность» за случившееся, договориться, если нужно, о возмещении ущерба – всё простить и помириться. В случае деяний криминального характера – походатайствовать о закрытии дела в суде и смягчении наказания несовершеннолетнего.

Подписка на новости

Новости о заключении сделок и разрешении конфликтов онлайн

Бизнес Медиация - подпишитесь!

Актуальные новости о бизнес медиации.
captcha 
Подпишитесь и будьте в курсе!