Новый подход в корпоративном обучении, тестировании / аттестации персонала поколения Y

Содержание материала

Ольга на занятияхАнализ ряда объявлений о вакансиях на позицию бизнес-тренера / руководителя отдела корпоративного обучения и интервью примерно с двумя десятками собственников бизнеса на протяжении последних трёх месяцев выявили востребованность специалистов, способных вдохновлять, наставлять сотрудников, помогать им наращивать необходимые компетенции.

В ряде случае требования работодателя не укладываются в декларируемую позицию: нужен лояльный по отношению к компании специалист, который всецело посветит себя задачам бизнеса, точно воспримет его цели и примет на себя ответственность за конечный результат. Под результатом может подразумеваться увеличение объема продаж или прибыли.

Вместе с тем, такие требования неявно подразумевают наличие лидерских и даже предпринимательских качеств у соискателя. - Налицо определенная разбалансированность в полномочиях и ответственности должностной позиции (а также в уровне зарплаты), что сильно снижает шансы на успех поиска требуемого специалиста.

 

Тем не менее, поставленная задача может быть решена иными средствами: путем создания разделяемых корпоративных ресурсов, извлечения неявных знаний из совместного опыта сотрудников, взращивания лидеров внутри бизнеса путем организации адекватных мотивации и условий.


Корпоративное обучение

Компания может обладать неявными знаниями и компетенциями, которые накапливаются в ходе работы, но находятся в самых замысловатых «уголках её подсознания», в умах сотрудниках. В результате при увольнении сотрудника теряются ключевые компетенции опыт и умения. Кроме того, затруднительно вовлекать в работу новых сотрудников, качество и результат начинают всецело зависеть от личных качеств специалистов - т. е. «ситуационный подход», антипод «индустриального подхода», где результат определяется корпоративными ценностями, культурой и знаниями.

Внедрение «коробочных» корпоративных информационных системе не решает проблемы в полном объеме: автоматизация охватывает прежде всего однородные рутинные процессы, но потери компании обуславливаются факторами, трудно подгоняющимися автоматизации, регламентации. В нашем динамичном изменчивом мире цикл разработки программного обеспечения зачастую превышает скорость изменений. Другими словами информационная система может быть устаревший уже на момент приобретения лицензии.

 

 

Возможное решение

Пригласить по контракту опытного фасилитатора (от слова facilitate - специалиста способного облегчить процесс корпоративного обучения), провести серию занятий с наиболее успешными сотрудниками под запись на видео- камеру, предпочтительнее веб- камеру с целью записи видео потока, автонарезки коротких видео клипов и выбора наиболее удачных. Далее на основе этих клипов с использованием платформы для управления учебными курсами (CMS), создать учебные модули, включающие в себя форумы, задачи, тесты, базы данных литературы, википедии — всё это должно максимально быть насыщенным видео контентом, схемами, используемыми в работе диаграммами, фотоснимками. После необходимо вовлечь в учебный процесс всех сотрудников. Благодаря широкому проникновению смартфонов и др. мобильных устройств это легко организовать путем выбора надлежащей платформы для управления учебными курсами.

 


Наконец, непрерывная модернизация учебного процесса, который должен гибко следовать основной траектории бизнеса. Заметим, что локализация структурных подразделений в современном мире почти не имеет значения при описанной организации учебного процесса.
Что касается выбора платформы для управления учебными курсами, то здесь всё зависит от расстановки приоритетов, вкусов и предпочтений.

Так например, платформа MOODLE (МУДЛ) уже хорошо известна в Российской образовательной среде, она распространяется по лицензии GNU GPL. Можно создать как открытые, так закрытые курсы, где будет размещен контент, обеспечивающий конкурентные преимущества компании. MOODLE позволяет организовать календарное планирование учебного процесса, в разрезе поток и групп, выработать критерии оценок, автоматизировать журнал выполнения заданий, индивидуальную и групповую работу.

Важно помнить, что сценарий процесса обучения должен быть разработан опытным специалистом, иначе учебный процесс может быть монотонным и утомительным, поддерживающим «полицейский диалог», угнетающим творческий дух. Например длительные презентации с большим кол-вом мелкого шрифта на деле усыпляют внимание слушателей и лишь тешат самолюбие авторов таких презентаций.


Обучающая платформа задает основной каркас учебного процесса, внутри которого можно с помощью геймификации, мультипликации создать достаточное разнообразие учебного контента. Именно такой подход востребован поколением Y, ориентированном на многозадачность в использование целого набора средств коммуникаций.
Кроме того та же платформа MOODLE позволяет определить необходимые для слушателя курсов ключевые компетенции, что позволяет автоматизировать процесс аттестация персонала.

 

Обучение должно происходить без отрыва от основной работы. В идеальном случае - 20-30 минут ежедневно, без авралов и "штурмовщины".  Такой режим могут обеспечить только электронные технологии обучения. Дипломы об очном образовании, полученном более 5 лет назад не должны обольщать работодателя относительно "прочности" полученных компетенций и их актуальности. 

 


Тестирование персонала

Система автоматизации тестирования имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Всем известен антипримеры: ЕГЭ в школе, некоторые профессиональные стандарты, вызывающие много нареканий у практиков, отвлеченные от жизни должностные инструкции и др.. Между тем, случай показывает насколько аккуратно необходимо подходить к вопросу разработки системы тестирования. Главное значение процедуры тестирование должно заключаться в обратной связи, получаемой специалистом в процессе обучения. Насколько я хорошо понимаю материал курса? - такова должна быть главная цель, но не судьбоносный экзамен, определяющий профессиональное продвижение, уровень вознаграждения.

Банк тестовых вопросов должен постоянно совершенствоваться с целью исключения неудачных, двусмысленных, устаревших формулировок. Для этого важно анализировать обратную связь от слушателей, проводить групповые обсуждения. Сам по себе этот процесс также осмыслен с позиции выработки необходимых компетенций по работе со знаниями. В эпоху надвигающейся когнитивной революции навыки управления знаниями очень желательно иметь каждому специалисту в сложном процессе производства / торговой цепочки / сферы услуг.

Обширный, используемый на практике банк тестовых вопросов — это нематериальный актив компании. Он позволяет использовать индустриальный подход в управлении, когда результат мало зависит от личных качеств специалистов, но больше от общих целей и корпоративной культуры. Такого рода активы полезны при разработке гибких систем автоматизации. Желательно без программистов, которые в наш век должны быть освобождены от несвойственной для них работы: промежуточное звено между специалистом и бизнес — процессом, в который он вовлечен можно убрать. Мобильные платформы, создание приложений без использования кода — это прерогатива регулярного менеджмента.
Здесь уместно сослаться на инновационный опыт компании TOYOTA и AppSheet**. Уверены, что этот тренд закрепиться: «программные платформы как сервис» (SaaS) созданные талантливыми командами программистов предоставляют мощные инструменты для воплощения корпоративных знаний, культуры и бизнес-процессов в работающие мобильные приложения, которые будут органично интегрированы в общую информационную систему.

** См. например Идеальное решение для бережливого производства

 
номерно, что японский производитель автомобилей Toyota постоянно ищет пути, чтобы усовершенствовать свой процесс сборки автомобиля. Компания осознала, что мобильное приложение позволит ему аккумулировать данные из своих сборочных линий и обеспечит доступ к ценнейшей информации. Toyota обратилась к AppSheet

Аттестация персонала

Учебная платформа применима также для аттестации персонала в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства: заблаговременным предупреждением аттестуемого специалиста, формированием аттестационной комиссии, с возможностью приглашения независимых экспертов из самых разных сфер и мест дислокации: видео-конференцсязь и автоматизированная запись потокового видео позволяют это сделать. А именно: а) 80-90% видео снимается с помощью веб- камеры «на лету», с автоматической нарезкой на короткие клипы 0,5-5 мин., в зависимости от динамики обсуждаемой ситуации. б) видео клипы минимально фильтруются от цифрового шума в) происходит индексация и размещение на видео хостинге. Еще в начале XX века русский психолог Блюма Зейгарник, ученица Курта Леви, в своей дипломной работе установила, что не законченная человеком работа / действие закрепляются в его памяти лучше, чем завершенное.

Видео клипы с итогами аттестации может быть скреплены электронной подписью и приобщен в архив наряду с иными результатами аттестации — он будет иметь силу юридического документа. Сохранить их можно также с использованием платформы электронного обучения.


Планирование карьеры

Екатерина Сорокина, директор по персоналу направления «Минеральная изоляция» корпорации «Технониколь» рассказывает об интересном опыте планирования карьеры сотрудников в крупном отраслевых холдингах, на предприятиях.
//Как обучить вечно играющих парней Вера Краснова. Журнал Эксперт от 03.02.2017 //
Платформа электронного обучения может в наглядной форме объяснить каждому специалисту «дорожную карту» продвижения по карьерой лестнице. Это станет дополнительной мотивацией.

Другими словами, накопление обширной базы результатов обучения, тестирования, профессиональных достижений за ряд лет — это ценнейший ресурс для компании, создающий в быстро меняющемся мире глобальной конкуренции.

Примеры разработанных онлайн курсов см. на emediator.ru/moodle

Подписка на новости

Новости о заключении сделок и разрешении конфликтов онлайн

Бизнес Медиация - подпишитесь!

Актуальные новости о бизнес медиации.
captcha 
Подпишитесь и будьте в курсе!