Посредничество в межэтнических и религиозных конфликтах

Печать

МирЭтно-конфессиональные конфликты не разрешимы с позиции нормы права, а тем более военной силы. Характерно, что межэтнические, межконфессиональные конфликты могут проистекать в латентной форме, но развиваются стремительно, как врыв. Хотя по статистке число жертв этноконфессиональных конфликтов в России несравнимо меньше, чем от заурядной бытовой преступности, нездорового образа жизни, и инцидентов на дорогах (ДТП), но от умения управлять межэтническими, расовыми, религиозными конфликтами зависит будущее такой уникальной, многонациональной страны, как Россия.

В стратегии национальной безопасности России эти конфликты наряду с экстремизмом и международным терроризмом, отмечены в числе главных вызовов, стоящих перед российским обществом. Отмечается дефицит специалистов, умеющих на практике предупреждать и управлять таким конфликтами, понимающих этно- религиозную специфику и способных аналитически думать в условиях потока дезинформации через масс-медиа со стороны западных стран, квазигосударственных образований, включая террористические организации, использующих сетевые технологии.

 

 

Для ответа на перечисленные вызовы российскому обществу не достаточно «делегировать» вопросы этно-конфессионального мира, противодействия терроризму, враждебной идеологии, расизму и экстремизму на органы Федеральной службы безопасности, полицию, вооруженные силы. Нужны также усилия гражданского общества и хорошо обученных специалистов. 

Важно отметить, что Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ Профстандарт «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений» находится в стадии открытого обсуждения, но перегруженность текстовой информации указывает на сложность предметной области. Геополитические особенности нашей страны и её многонациональность заставляют сделать выбор в пользу электронных форм обучения, а точнее смешанных форм в виде очных занятий + онлайн-формат для закрепления полученных знаний и развития навыков.


В 2011 г. Федеральный закон (далее ФЗ) N 11-ФЗ [1], которым были внесены изменения в Закон «Об образовании» подтвердил возможность применения электронного обучения, и дистанционных образовательных технологий в Российской Федерации. Необходимость постоянной поддержке квалификации в урегулировании межэтнических конфликтов выбор в пользу онлайн--обучения.


 

Система Массовых открытых онлайн- курсов

 

Система Массовых открытых онлайн- курсов univer.emediator.ru доказала свою эффективность в сфере подготовки и аттестации медиаторов — профессиональных посредников [2}: 50 городов, 300 обученных, 180 аттестованных из 4 стран, 20 получили диплом по окончании трех ступеней медиации и открыли свою медиативную практику [3].

 

 

Курс Посредничество в межэтнических и религиозных конфликтах

пролдолдает наполняться учебным контентом по мере формирования учебных групп. И чем больше поток слушателей — тем лучше структурируется учебный материал. (По метокому выражению ректора МГУ В.А Садовничего «сильные вузы там, где сильный студент»).
При подготовке онлайн-курсов мы неоднократно сталкивались со скепсисом практикующих медиаторов относительно самой принципиальные возможности примирительных процедур в этнических расовых, межнациональных и религиозных конфликтах, что ценностные конфликты не медиабельны, что развивать любые дискуссии на эту тему- значит заниматься провокацией и сеять раздор в российском обществе, что на «подобных спекуляциях зарабатывают очки политики» другие маргинальные элементы, озабоченные «само-пиаром» и т.д.
Но в процессе анализа литературы и др. источников выяснилось, что в мировой практике специальные техники примирения, медиации восстановительного подхода применяется именно в перечисленных выше конфликтах [4]. Более того, «страусиная тактика» избегания вопросов этнических расовых и межнациональных конфликтов заводит в тупик в силу продолжающихся дискуссий и откровенного искажения исторических фактов со стороны недружественных по отношению к России элементов - именно эти действия могут сыграть провокационную роль в нагнетании напряженности.



Говоря о ценностных конфликтах,

Шариатский суд. Форумследует иметь ввиду, что нейтральная роль посредника подобна искусству пловца на серфинге: он/она должен удерживать равновесие: быть непредубежденным, равно-отдаленным и равно приближенным по отношению к конфликтующим сторонам, активно слушать и обладать аналитическим мышлением, не поддаваться на провокации, уметь идентифицировать недобросовестные («грязные») приемы конфликтующих сторон или «провокаторов». Самое сложное — разобраться, что есть норма? Что приемлемо, а что нет? Когда в конфликте участвуют лица разных национальностей, народов и конфессий, диалог может быть осложнен разным пониманием системы ценностей, культурными установками. Специалисты считают что такие конфликты станут доминирующими в нашем веке.
Чтобы ситуация не вышла из-под контроля, важно не только выслушать каждого участника конфликта, но и постараться понять его. Отказаться от поспешных и поверхностных суждений: что понимается под словами есть само- собой разумеется? Речь идет об особенностях мировосприятия, культурных установках. Здесь уместны нарративная медиация [6], преобразующая — трансформативная [6]. В поисках возможных вариантов решений помогают восстановительный подход и исторический опыт народов [4].
Литература по исследованию этнических расовых, межнациональных и религиозных конфликтов необычайна широка и разнообразна, изучается историками, политологами, специалистами в сфере международных отношений. Вместе с тем, одного лишь изучения и даже научная работа в перечисленных сферах ещё не являются залогом успешного урегулирования конфликта — для этого нужна практика и еще раз практика. Электронные курсы в онлайн- формате на современной образовательной платформы МУДЛ [7] позволяют практиковаться без отрыва от основной работы на основе кейсов и моделирования конфликтных ситуаций. В процессе обучения также возможно приглашение экспертов — непосредственных участников конфликтов, имеющих опыт их успешного урегулирования.

 


Рассмотрим основные моменты в онлайн-обучении.


Групповая работа и режим доступа. Обучающиеся разбиваются на потоки и группы с учетом уровня подготовки и сферы интересов, определяемых на этапе анкетирования - тестирования по телефону, веб-камере. Учебный контент может быть опубликован в открытом формате без права модификации гостями сайта, частично открытом для профессиональной работы слушателей, зачисленных на курс, соблюдающих этику и правила, и закрытом формате во избегании нагнетания напряженности, как это нередко происходит в социальных сетях. Автор ссылается на личный опыт трансформирования учебных ситуаций в реальные конфликтные после публикации клипов с занятий в открытом доступе, что нередко привлекает самих протоганистов (главных героев) конфликтных ситуаций, которые продолжают конфликтные действия путем оскорбительных и угрожающих высказываний в Сети по отношению к обсуждаемому предмету, участникам групп и преподавателям. Чтобы избежать нагнетания напряженности и экстремистских действий необходимо аккуратно следить за режимом доступа к любой учебной информации в целях недопущения оскорбления чувств верующих либо представителей конфессий среди слушателей и других лиц.


Специальные термины.

В процессе обучения слушать наполняет глоссарий. Специальные термины связанная с изучением Ислама, течений исламской религии, религиозных обрядов христианской, иудейской, буддийской и иных религий требуют раскрытия, пояснения, тем более в условиях сильно политизации религиозного вопроса по объективным причинам. Важно подчеркнуть отличия между миролюбивой религией Ислам и радикальными течениями вокруг этой религии, основанные на невежестве, страхе и извлечении политических выгод отдельными террористическими группировками.
Согласно стратегии развития национальной безопасности России [8] экстремизм, межэтнические конфликты, терроризм названы в числе основных вызов стоящих перед Россией. Россия как многонациональная страна объединяющая по данным переписи населения более 180 народов и представителей многочисленных конфессий способна развиваться только в условиях согласия и нормальных коммуникаций. Зачастую такому диалогу препятствуют те социальные группы, которые навязывают своё видение относительно конфликтной ситуации, провоцируя ненависть, ксенофобские настроения.

Слайд-программы

позволяют в наглядной форме передать знания и крепко закрепить большое количество разнообразного материала. Слайд-программы хорошо структурируют изложение многочасовой лекции. В таком сложном предмете как посредничество в этнических расовых и межнациональных конфликтах. Важно не только видеть текст, но и основных действующих лиц, фото новостей, карты локальной напряженности, фрагменты тематических сайтов и др. что позволяет «вовлекать» слушателей в предмет.

 


Лекции и форумы

ЛекцииЛекции. В этом разделе размещается видеоматериал, тесты с вопросами для слушателей. Весь видео-поток автоматически нарезан на короткие клипы для фокусирования восприятия. что позволяет онлайн- преподавателю или коллегам задать вопрос относительно просмотренный информации сконцентрировать внимание обучающихся на конкретном вопросе. Так например, в ходе рассмотрении кейса о недопущении строительства мечети в микрорайоне Родники города Новосибирска, мы сопоставляли эту конфликтную ситуацию с аналогичным конфликтом по поводу запрета строительства мусульманской мечети на 50.000 прихожан в районе Лондона. Такое сопоставление позволило выявить характерную реакцию людей — носителей одной культуры по отношению к мигрантам - представителям другой культуры, а также высветить роль «провокаторов» в эволюции конфликта.

Форумы. Трудно переоценить значение онлайн- форумов для анализа кейсов на тему религиозных, расовых и межконфессиональной конфликтов. Ряд кейсов в ходе обсуждения в учебной аудитории могут вызвать сильную неприязнь у лиц, исповедующих ту или иную религию. Деликатное обсуждение необходимо проводить в закрытом режиме. Можно обратиться к материалу спустя недели и даже месяцы, задать вопросы коллегам, блокировать негативные сообщения, нарушающие правила форума и этику. В результате каждое ценное мнение не будет потеряно, голос каждого будет услышан - вот некоторые преимущества электронного обучения. Формат онлайн- курсов позволяет легко вставить 2-3 минутный видео сюжет непосредственно в пост на форуме — и гиперссылка преобразуется в «живой клип».

Примеры обсуждаемых тем:
Шариатское правосудие и шариатское государство;
Экстремизм и его проявления;
Религиозное воспитание в школе.


Задания и Вики.

ЗаданияВ ходе выполнения онлайн- задания преподаватель заранее направляет описание кейса для самостоятельной работы участникам группы. Задание может предусматривать самостоятельную работу над пособием или учебным материалом на сайте — это асинхронный режим, а также синхронную групповую работу, под которыми подразумеваются имитационная сессия по видео-конференцсвязи, с анализом сложных конфликтных ситуаций. Слушатели из разных городов и даже стран (4 страны 50 городов по опыту подготовки медиаторов), могут выбрать ту или другую роль и закрепить навыки в ходе деловой игры. Также возможно участие экспертов в этнических, религиозных конфликтах, в противодействии экстремизму.
Примеры заданий
Как противостоять ксенофобии?
Расизм в масс-медиа
Террористические группы, как их выявить в соцсетях?
Группы смерти среди подростков — способы борьбы.
Обсуждение материалов тематических конференций и научных публикаций.


Википедия - этот инструмент позволяет организовать Мозговой штурм в той области который является недостаточно изученной. например, в ходе занятий рассматривается вопрос о запрете деятельности определенной организации по мотивам квалификация этих религиозные организации в качестве сект, имеющих антисоциальный характер и запрещенных решением суда. В соответствии с Законом 125-ФЗ «О свободе совести . . .» запретить деятельность такой организации можно на основании решения суда. слушателям предлагается исследовать реестр религиозных организаций на сайте Министерство Юстиции России, и отыскать анализируемую организацию в составе действующих либо запрещенных. Кроме того для подкрепления уверенности рекомендуется обращаться к данным Единого государственного реестра юридических лиц а также в картотеку арбитражных дел Верховного суда kad.arbitr.ru для поверки возможной ликвидации религиозной организации
Обсуждаемые кейсы:
является ли религиозная организация Бахаи (либо иной неочевидный вариант) запрещенной на территории России?
Первый Всехристьянский собор 1999 г.:
Секты и религия:

 

Модуль Библиотека

Библиотекапозволяет сделать обзор литературы и других источников из разнообразных религиозных конфликтов. Работа слушателей из разных городов и даже стран позволяет собрать редкий материал видео учебников презентацией, записи радиопередач по национальному вопросу и истории развития многонациональной России от ведущих экспертов [9].

Модуль Тестирование включает в себя банк тестовых вопросов адресуемых слушателю в произвольном порядке в течение ограниченного времени. Такие тесты позволяют закрепить полученные знания на практике, полезны для самоконтроля и упрощают аттестацию при необходимости.

Тестовые вопросы могут включать:

Религии мира.
Глобальный Ислам, сетевая организация современного Ислама
Радикальный Ислам и его течения.

Обсуждаемые кейсы в ходе видео-конференц-связи:


Невинность мусульман
Хиджабы в школе
Банк данных языков народов России
Религии мира

Система МУДЛ основана на компетентностном подходе — она позволяет настроить дерево необходимых компетенций в изучаемой сфере и контролировать достигнутый обучающимся уровень, с автоматическим журналированием выставленных оценок за выполнение задания, что освобождает преподавателя от рутиной работы и делает учебный процесс объективным, прозрачным.

Федеральные целевые программы, стратегии.


В этом модуле слушатели получают обзорный материал по Федеральным целевым программам, направленным на борьбу с терроризмом и экстремизмом , включая стратегию национальной безопасности.
Задания:
Что такое секта?
Запрет деятельности религиозных организации в России — юридические процедуры
Как выявить террористические организации в сети?
Способы противодействия общества экстремизму и ксенофобии



Заключение.

Опыт показывает, что для закрепления знаний и получения необходимых компетенций необходимо чаще практиковаться. Предпочтительнее регулярно заниматься по 30-40 минут, чем в режиме аврала, например в ходе командировки в столичный город. Поэтому выбор в пользу онлайн- обучения дает свои плюсы. Слушатель может через мобильное устройство под управлением Гида по курсу, регулярно посещать обучающий сайт работать над учебным материалом: слушать лекции, отвечать на вопросы, участвовать на электронных семинарах, форумах, выполнять задания, отвечать на тестовые вопросы,, участвовать в «мозговых штурмах» путем создания Википедии в изучаемой предметной области, наполнять базу данных список литературы, направлять эссе о конфликтной ситуации, производить анализ конфликтов по теме курса (из пособия или личной практики), активно направлять вопросы преподавателям через веб-камеру по рассматриваемым кейсам либо через обучающий сайт. Объем курса 144 часа, аттестация в онлайн - формате комиссией из трех преподавателей в соответствии с программой дополнительного образования для взрослых согласно образовательной лицензии.

Всё это помогает сделать обучение на курса сбалансированным в условиях избытка информации, а зачастую и дезинформации, излагаемой под определённым углом зрения. Направленность курса миролюбивая и конструктивная (деструктивные дискуссии пресекаются правилами). С этих позиций объясняются проблемные моменты в историческом развитии России, на основе уважения к истории народов России, образующих единое государство, единую нацию в политическом смысле. Россия как многонациональное государство существует уже много веков, поэтому исторический опыт убеждает — народы могут жить в мире.

Литература и др. источники

1. Федеральный законом (ФЗ) от 28.02.2012 N 11-ФЗ "О внесении изменений в закон российской федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"
2. ФЗ № 193 «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)»
3. Авдыев, М. А. Электронное обучение медиаторов: опыт стран постсоветского пространства /М. А. Авдыев. //Третейский суд. -2012. - № 6(84).
4. Ховард Зер Восстановительное правосудие: Новый взгляд на преступление и наказания Пер. с англ., под ред Л. Карнозовой, комм. Л. Карнозовой и С.
5. Уинслэйд Дж., Монк Дж. «Нарративная медиация: новый подход . ..» Центр Судебно-правовая реформа , 2009. 356 с.
6. Robert A. Baruch Bush, Joseph P. Folger: The Promise of Mediation: The Transformative Approach to Conflict John Wiley & Sons, xOct 28, 2004 .
7. Moodle - Course Management System Moodle— система управления курсами также известная как система управления обучением. Представляет собой свободное, распространяющуюся по лицензии GNU GPL, виртуальную обучающую среду см. www.moodle.org
8. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
9. Вести ФМ цикл программы «Нацвопрос без истерик и провокаций», «Наш двадцатый век», Гиа Саралидзе Марат Сафаров, Армен Гаспарян.