ОСАГО - новые правила игры

Печать

ОСАГО - ДТПХотя медиация на страховом рынке - это исключение, а не правило. Тем не менее, новое регулирование ОСАГО касается сотни миллионов граждан. И даже пассажиров общественного транспорта. Как раз недавно нам удалось урегулировать спор до суда на 100 000 руб. в результате падения пожилой женщины на пол троллейбуса в результате резкого торможения.

 В России начнет работать единая методика определения расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства. 16 октября 2014 г. Президиум РСА утвердил справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

Справочники подготовлены в соответствии с требованиями Положения Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» и Положения Банка России от 19 сентября 2014 года № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства». Оба положения вступают в силу с 17 октября 2014 года.

Применение единой методики

является обязательным для страховщиков или их представителей, экспертов-техников, экспертных организаций при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств и судебных экспертов при проведении судебной экспертизы транспортных средств.

По словам Президент РСА Павла Бунина, вступление в силу этих документов – ключевой шаг по установлению в России единообразных подходов к оценке стоимости восстановительного ремонта автомобиля, который позволит в дальнейшем существенно снизить количество судебных споров по ОСАГО.

 Число споров по ОСАГО зашкаливает

«Справочники, утвержденные Президиумом РСА, содержат информацию о стоимости запчастей, материалов и нормочаса работ – всего более 80 млн. позиций по наиболее распространенным маркам и моделям транспортных средств в разрезе 12 экономических районов», – сказал Павел Бунин.

Соответствие справочников, утвержденных Президиумом РСА, требованиям Закона об ОСАГО, а также Положениям Банка России, подтверждено независимой экспертной технической организацией, которая провела расчеты по более 150 калькуляциям с использованием данных справочников средней стоимости и данных, полученных методом статистического наблюдения.

Заключение экспертов

подтверждает, что каждый из справочников содержит информацию в необходимом объеме и виде с учетом установленных границ региональных товарных рынков. При этом эксперты установили, что погрешность при расчетах составляет не менее уровня инфляции в пределах 5%.

Следующий этап работы по реализации положений единой методики оценки расходов на восстановительный ремонт и правил проведения экспертизы –регистрация справочников РСА в Роспатенте и передача их поставщикам программного обеспечения, которое используется при расчете стоимости восстановительного ремонта.

«После завершения этих процедур технические специалисты смогут начать работу в соответствии с едиными для всех правилами. Безусловно, внедрение единых подходов займет некоторое время. Однако все основные документы, которые профессиональное сообщество ждало не один год, наконец утверждены – это очень важный этап. Мы надеемся, что в скором времени основная причина возникновения споров в части выплат по ОСАГО будет урегулирована, а потерпевшие смогут получать однозначно определяемую сумму возмещения, справедливо рассчитанную в соответствии с законом», – сказал Павел Бунин. (Источник — сайт Российского Союза Автостраховщиков).


Новые правила экспертизы

Важная новость для всех автомобилистов: средняя выплата по ОСАГО вырастет, а количество споров о сумме выплат сократится. Во всяком случае, так считают страховщики. А уверенность в этом им придают вступающие сегодня в силу два нормативных акта.
Первое - утверждает единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт транспортного средства. А второе - правила проведения независимой технической экспертизы.

Благодаря этим двум документам у экспертов-техников, которые проводят экспертизу автомобиля после аварии, останется минимальный коридор для маневров по корректировке затрат на ремонт.

Ухищрения страховщиков

Ведь большинство споров между автовладельцами и страховщиками по "автогражданке" были именно из-за крайне низких выплат по страховке, по которым не только бампер, лампочку в фаре поменять сложно. На какие только ухищрения не шли страховщики, чтобы недоплатить автовладельцу. Наиболе популярной уловкой было посчитать, например, замену крыла без снятия бампера, поворотников, накладок. То есть сэкономить деньги на работах по ремонту. Их водитель оплачивал из собственного кармана.

В огромном числе случаев споры между автовладельцами и страховыми фирмами не только доходили до суда, но и превращались в долгоиграющие многоступенчатые процессы. Люди тратили время и деньги, добиваясь справедливой выплаты. Кстати, такие судебные процессы приносили ущерб и самим страховщикам. Требовались немалые судебные издержки, оплата экспертов.

Выплаты по полису ОСАГО

должны стать справедливыми, страховщики не смогут обсчитывать водителей. Теперь благодаря новой методике выплаты по гражданке должны стать как минимум справедливыми. Причем в качестве расчетов в скором времени сможет убедиться любой автомобилист. Проект единой методики разрабатывался в течение года Союзом автостраховщиков с привлечением тех же экспертов-техников, а также представителей министерства транспорта и общественных организаций, защищающих права автомобилистов.

Десять лет в ожидании методики

Напомним, что еще 11 лет назад создать такую методику правительство поручило министерству транспорта. Однако спустя десятилетие она так и не появилась. В результате на рынке существует аж целых пять методик, согласно которым эксперты считают стоимость восстановительного ремонта. Разница в суммах, которые выдавали на руки автовладельцу, в зависимости от применения того или иного подхода могла отличаться в разы.

Всё решит суд!

Поэтому автомобилисты, получив на руки деньги, которых хватало ровно на заправку, чтобы доехать до автосервиса, толпами шли в суды. Это не делало привлекательным автогражданку и требовало дополнительных, то есть судебных расходов от страховой компании. Поэтому наведение порядка в сфере расчета расходов на ремонт на руку и автовладельцам, и добропорядочным страховщикам.

Итак, чем же отличается новая методика от пяти остальных? В первую очередь тем, что она обязательна для всех, кто задействован в системе ОСАГО.

Кроме расходов на работы, методика предусматривает учет запчастей и расходных материалов
По ней должны будут рассчитывать расходы страховщики и их представители, эксперты-техники, организации при проведении независимой технической экспертизы, а также судебные эксперты, при проведении судебной экспертизы транспортных средств.

Теперь о технических подробностях. Ныне существовавшие методики грешили тем, что в них не устанавливалась стоимость ремонтных работ. То есть эта сумма назначалась эмпирическим путем: брались показатели нескольких автосервисов, и из них выводилась средняя стоимость. В новой методике определен порядок расчета стоимости работ.

Кроме расходов на работы, методика предусматривает учет запчастей и расходных материалов. С расходными материалами также была проблема. К примеру, вам нужно покрасить крыло. Для этого во всех остальных методиках учитывался только расход краски на квадратный метр. Иногда расход шпатлевки. В новой методике предусмотрен комплексный подход. Если надо покрасить крыло, значит, надо демонтировать на нем все элементы, снять его, отремонтировать, зашпатлевать, покрасить. И это еще не все. При покраске активно используется скотч, чтобы защитить те элементы, на которые краска не должна попасть, прочие укрывные материалы. Так вот новая методика предполагает учет всех этих расходных материалов в деятельности ремонтных мастерских.

Отдельно надо напомнить про износ. Да, по ОСАГО ущерб считается с учетом износа автомобиля. Раньше законом было установлено, что сумма износа не может превышать 80 процентов. Теперь - 50 процентов. Было пять формул для расчета износа. Отдельно считался износ кузова, аккумулятора, подвески и прочее. Сейчас установлено две формулы для расчеты износа: одна для автомобиля, другая для шин. Дело в том, что шины составляют довольно дорогую часть автомобиля, а изнашиваются гораздо быстрее, чем все остальное. Поэтому для них просто пришлось использовать отдельную формулу.

Кроме того, на состоявшемся вчера заседании правления РСА, были утверждены справочники о стоимости запчастей, материалов и нормочаса работ. При расчете ущерба по новой методике эксперты должны будут пользоваться именно этими справочниками. В них более 80 миллионов позиций практически по всем маркам и моделям. Но начиная с 2002 года. Понятно, что именно этих моделей на дороге большинство. И именно для них расчет убытков не составит больше проблем ни для страховщиков, ни для автомобилистов, ни для судов. Для тех же машин, которым не удалось попасть в этот список, расчет стоимости запчастей будет производится по старинке. То есть по средней цене по рынку. Напомним, что на этом этапе довольно часто эксперты мухлевали: брали непонятные данные о цене у двух, трех компаний, которые быстро куда-то пропадали с рынка, делили на два или три, и стоимость запчасти выходила в два или три раза дешевле того, что можно было действительно купить на рынке.

Зато, как утверждает председатель комитета по независимой технической экспертизе РСА Сергей Дорофеев, сейчас уйдет в прошлое практика, когда страховщики отказывались представлять пострадавшему расчеты убытков. Если все будут считать по одной методике и пользоваться одними ценами, скрывать что-либо не будет иметь смысла.

Справочники начнут действовать уже с первого декабря. Сейчас они только утверждены правлением РСА. Теперь их предстоит подать на регистрацию в Роспатент. И только после этой регистрации они будут внедряться в те программные продукты, которые используют эксперты-техники, сервисные станции, а также судебные эксперты. Платы за это дело РСА брать не будет. Но использовать именно эти документы все компании будут просто обязаны. Обновляться данные в этих справочниках будут как минимум раз в полгода. Но в РСА надеются, что со временем обновлять их данные можно будет в режиме онлайн.


А как это решается в Англии?

Споры по результатам ДТП в Соединенном Королевстве Великобритания могут быть решены онлайн. Создатели Киберсетле с гордостью ссылаются на сотрудничество с примерно ста пятьюдесяти тысячами  поверенных, зарегистрированных в этой системе, из которых тридцать тысяч  уже используют Киберсетле для содействия в урегулировании споров своих клиентов. *  Изначально фокус внимания Киберсетле был сосредоточен на разрешении денежных споров между страховыми компаниями и их клиентами. Позже этот сервис  распространился и иные сферы применения, как то содействие в урегулировании споров между гражданами и муниципалитетом, где сити-менеджер  признавал ответственность и готов был выплатить компенсацию истцу, но имелись разногласия в размере компенсации. Другие категории споров касались городского планирования улиц, прав на муниципальную собственность, движения городского транспорта, дорожно-транспортных происшествий, возмещения причиненного вреда  и др. Это демонтирует то, что ОРС системы могут быть использованы для урегулирования споров, возникающих в процессе непосредственного взаимодействия   (bricks and mortar or B&M) в бизнесе, в сфере отношений страховых компаний с муниципалитетами, при этом достоинства ОРС системы заключается в экономии денег и времени, которые они тратят на взаимодействие с клиентами  ** 

С позиции прикладных ОРС, используемых в судебной медиации в Соединенном Королевстве Великобритании можно выделить целый ряд систем, основанных как онлайн взаимодействии, так и офлайн. Имеется популярная система, для урегулирования конкретного типа гражданских споров по возмещению вреда жизни, здоровью, имуществу в результате дорожно-транспортных происшествий (road-traffic personal injury claims). Эта система называется RTA PI Claims Portal [41]. онлайн процесс позволяет сторонам в досудебном порядке обменяться претензиями и возражениями и достичь урегулирования спора по результатам ДТП, в случае, когда степень тяжести вреда оценивается ниже двадцати пяти тысяч английских фунтов стерлингов (£25,000).  Интернет-портал предлагает сторонам на выбор  претензии стандартной формы и другие документы, а также обеспечивает онлайн коммуникации. Процедура регулируется стандартным Досудебным протоколом об урегулировании незначительных травм по результатам дорожно-транспортных происшествий, (Pre-Action Protocol for Low Value Personal Injury Claims in Road Traffic Accidents) и предполагает заранее определенные значения издержек на услуги представителя. Как и в других обязательных досудебных примирительных процедурах, если истец отказывается   урегулировать свои претензии на досудебной стадии и сразу  подает иск  непосредственно в суд, то судебные издержки относятся на истца независимо от результата рассмотрения спора. ***

* См.  http://www.cybersettle.com/pub/home/about.aspx [по состоянию на 02 апрель , 2014].
**  См. J. Krause, “Settling it on the Web. New Technology, Lower Costs Enable Growth of Online Dispute Resolution”, American Bar Association Journal [October 2007].

*** См. http://rtapiclaimsprocess.org.uk [по состоянию на  9 июля 2014].

 


Первые попытки ОРС в России

Напомним, что в России Альтернативные методы Разрешение Споров, включая медиацию, практикуются крайне редко. Совсем экзотика - это Онлайн Разрешения Споров. Рискнем предположить, что именно  Онлайн Разрешения Споров станет драйвером медиации в России, вот первые симптомы. 

 Также начиная с 1 декабря на сайте РСА появится возможность любому владельцу самостоятельно рассчитать примерный ущерб, причиненный его автомобилю. То есть появится некий калькулятор с доступом к справочникам. Но это будет лишь примерный расчет. Потому что назначение того или иного ремонта - дело эксперта. Вряд ли обычный автомобилист поймет, какую покраску должен применять автосервис из пяти возможных вариантов.

Старые методики тоже из жизни не уйдут. Их будут применять в тех случаях, когда они не противоречат единой методике. Не все моменты удалось учесть сразу и безоговорочно в новом документе. В нем есть пробелы, которые можно будет восполнять при помощи старых методик.

Еще один важный момент новой методики - эксперты должны будут не только устанавливать причины происшествия, но и обстоятельства. Эти слова мало о чем говорят. Но по факту определяют довольно многое. То есть эксперт должен будет оценить, получил ли то или иное повреждение автомобиль именно в этой аварии. Сергей Дорофеев напомнил: о том, как в справку о ДТП вписываются повреждения, никому рассказывать не надо. Поэтому именно в этой области работа эксперта-техника будет крайне важна.


Кто на кого наехал? Выплаты по ОСАГО вырастут
автомобили Текст: Владимир Баршев
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6510 от 17 октября 2014