Предложения по развитию медиации, включая восстановительный подход в России

Содержание материала

Барьеры на пути медиации


Обобщая изложенный выше опыт, можно отметить, что серьезным барьером в институциализации медиации в случае граждан являются:
а) недостаточная информированность о принципиальной возможности передачи спора медиатору. Так например, в Соединенном Королевстве Великобритании действует программа MIAM по семейным спорам, в рамках которой каждый обратившийся в суд по семейному спору обязательно получают базовую информацию о медиации1.
б) отсутствие системной государственной поддержки медиации в России. Сейчас такая поддержка осуществляется только в рамках восстановительных программ в сфере криминальных конфликтов. На научной конференции в Новосибирске в мае 2014 г. отмечалась «очаговое развитие» медиации в некоторых регионах, главным образом где благоприятно совпали усилия волонтеров — медиаторов и государственных органов либо органов местного самоуправления.
в) конкуренция между разными стилями и школами медиаторов. Такое явление характерно не только для США и стран Европейского союза2, и оно также является барьером на пути институциализации медиации. Более того, сами медиаторы затрудняются в определении того, что считать медиацией.
Применительно к России остается лишь констатировать, что нормативное регулирование медиации в целом3 и восстановительного подхода4 принципиально различаются. Остается открытым вопрос о профессиональной квалификации специалиста — медиатора, очень неоднозначно решена проблема о профессиональном стандарте медиатора. К сожалению, в нормативном регулировании отсутствует системность. Поэтому одни специалисты трактуют «обычную медиацию» как разновидность коммерческой услуги (такой вывод прямо противоречит п. 3. ст. 15 Закона «О медиации»), а восстановительный подход, как по-настоящему социальный, медиативный, направленный на нормализацию отношений сторон. И более того, действуют параллельные институты: институт судебных примирителей, выполняющий те же функции, что медиаторы, но формируемый по принципу корпоративной принадлежности самой судебной системы из судей в отставке и работников аппаратов судов5, а также институт трудовых посредников, формируемых только из специалистов Роструд и работающих бесплатно в рамках трудового арбитража (Гл. 61 Трудового кодекса РФ).
г) Недостаточная поддержка медиации со стороны судебной системы в РФ. Несмотря на обилие информации в официальных СМИ о пилотных проектах по развитию медиации в отдельных регионах и судах, об открытие судебных комнат примирения в судах и указании в определении суда принципиальной возможности обращения к медиатору, «пользователи услуг медиации» затрудняются в выборе конкретного медиатора в зависимости от характера спора и ставок / расценок медиации6. Более того, во многих Европейских странах распространены представления о том, что медиация должна предоставляться бесплатно гражданам, как налогоплательщикам в рамках бесплатной защиты их конституционных прав (см. ссылку 12).
д) Очень низкая востребованность медиации со стороны бизнес-сообщества. Парадоксально, но медиация остается по словам автора исследования "Европейский союз, парадокс медиации". Дж Пало, т. н. маргинальной технологией урегулирования споров7, практикуемой реже, чем хотелось бы. Ученые из США Константин Ади Гаврила и Христиан Раду Череджи (см. ссылку 12 ) объясняя причины сопротивления общества новой социальной технологии, в частности бизнес—сообщества, указывают на ряд ошибок на законодательном, просветительном уровне, а также в сфере маркетинга медиации. Их выводы представляют интерес и для России, в частности, акцентирование внимание пользователей услуг медиации на экономию бюджета при обращении к процедуре медиации может сработать против избрания медиации как способа конфликто-разрешения, поскольку то что «дешево не может быть качественным». Скорее, позиционирование медиации как услуги класса люкс для бизнеса было бы более уместно.

Предложения по развитию медиации

Еще в 2012 г. Сибирский Центр конфликтологии направлял предложения по государственной политике в сфере медиации в Правительство РФ, Верховный суд РФ и ряд др. органов, и получил положительный отклик. Вот часть предложений:

Табл 2

Рекомендация

1. Развитие системного подхода в области медиации, начиная с государственной программы в сфере медиации, включая программы поддержки в условиях кризисов, целевых программ медиации для конкретных социальных групп;

3. Законодательное расширение сфер возможного применения медиации на подростковые, школьные конфликты, конфликты, связанные с наследованием имущества, патентные споры, а также споры, вытекающие из уголовных (преступления малой и средней тяжести), а также на споры по административным делам в части защиты нарушенных прав граждан-потерпевших.

4. Аналогичное расширение сфер возможного применения медиации на организационные конфликты, связанные с деструктивным поведением сторон (голодовка, саботаж, моббинг, захват имущества, блокирование доступа к объектам инфраструктуры и др. действия, выпадающие из нормативного регулирования с позиции трудового законодательства). Внесение изменений в действующее законодательство, предусматривающих наряду с трудовым посредничеством и арбитражем специалистов трудовой инспекции использовать процедуру медиации и специалистов - медиаторов для урегулирования коллективных трудовых споров;

5. Упрощение режима утверждения медиативного и мирового соглашения по результатам медиации либо третейского разбирательства без проведения судебного разбирательства в компетентном суде (в экономическом / арбитражном или общем суде) по аналогии с приказным производством в десятидневный срок с момента обращения сторон в суд;

6. Распространение режима социальной рекламы на услуги и разъяснительные публикации в сфере медиации;

7. Субсидирование обучающих программ в области подготовки медиации, поддержка дистанционных форм обучения, актуальных для регионов России путем проведения конкурсов и госконтрактов (учебные фильмы, интернет-каналы, радио-передачи и др.);

8. Пропаганда и развитие онлайн-обучения медиаторов и их регулярное переподготовки.

9. Государственная поддержка и поощрения программ Семейной медиации, включая медиацию онлайн, медиации среди несовершеннолетних, школьной медиации .

10. Уменьшение количества часов в образовательной программе «Медиация Базовый курс» до 72 часов, упрощение процедур лицензирования и, возможно, полной отмены лицензирования в сфере подготовки медиаторов;

11. Делегирование вопросов, касающихся содержания образовательных программ подготовки медиаторов {саморегулируемым} организациям медиаторов. В частности, вопросы регулярной профессиональной переподготовки медиаторов.

12. Подтверждение равной юридической силы документов об образовании, полученных выпускниками курсов медиации в негосударственных образовательных учреждениях дополнительного образования и государственных образовательных учреждениях. Подтверждение юридической силы документов об образовании практикующих медиаторов, обученных и аттестованных до принятия государственной программы подготовки медиаторов;

14. Включение специальности медиатор и конфликтолог в Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2003" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст);

15. Включение услуги деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации в общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);

16. Признание свидетельств дипломов и других документов об образовании медиаторов иностранных государств, с которыми Россия заключила межправительственные соглашения. Подтверждение силы ранее выданных свидетельств о полученном образовании для медиаторов — практиков.

17. Внесение изменений в процессуальные кодексы, обязывающих судей разъяснять право сторон урегулировать спор путем обращения к медиатору на профессиональной основе;

18. Обязывание размещения базы данных профессионально подготовленных медиаторов на сайтах судов с контактными реквизитами медиатора, краткой биографией и данными документа об образовании, почасовых и/или иных ставок, фото и краткого видео, а также специализации, региона работы и саморегулируемой организации, в которой может состоять данный медиатор.

19. Исключение предварительных квалификационных отборов и процедур аккредитации в судах.

20. Понижение возраста для работы непрофессиональным медиатором (волонтер, общественный примиритель) ) с 40 / 25 до 18 лет, а по школьной медиации — до 14 лет.

Изложенные предложения направлялись в Правительство РФ Министерство юстиции, Министерство экономического развития, Президенту РФ, Высший арбитражный суд, Верховный суд РФ, докладывались на Международной конференции по медиации в Астане в октябре 2012 г.  «Альтернативное правосудие для несовершеннолетних».  В это же время в рамках международного образовательного консорциума Россия-Беларусь-Казахстан на средства организаций медиаторов этих стран был отснят и выложен в Интернет учебный фильм «Стань медиатором . . . », где в популярной форме для широкой аудитории  рассказывается о новой социальной технологии.