Медиация для уполномоченных по правам человека

Печать

СемьяПоражает насколько медиативные компетенции широко внедряются за рубежом. Вот на днях было опубликовано исследование: "Модель альтернативного разрешения споров (АРС), отчет для Уполномоченных по правам человека"  авторы Крис Гилл, Джейн Уильямс, Кароль Бреннан и Каролин Хёст - почувствуйте разница как у них и как в России!

Целью данного исследования было выяснить, какие компетенции может почерпнуть Уполномоченный по правам человека (Legal Ombudsman) от провайдеров услуг в сфере Альтернативного разрешения споров (ADR). Исследовательская работа включала в себя разработку программы социологического исследования и полевые работы , которые проводились с десятью организациями: четыре в Великобритании, одна в Ирландии, две в Новой Зеландии, одна в Австралии, одна в Канаде и одна в США. Исследование выявило ряд методов разрешения споров и проиллюстрировало некоторые из ключевых проектных решений, что провайдеры ADR нужно сделать при проектировании или пересмотре действующих схем разрешение споров.

ОтчетОни (схемы разрешения споров) были сгруппированы  в  четырех областях: использование онлайн  урегулирования споров; 

 

Онлайн разрешение споров

Онлайн разрешение споров (ОРС), в этой области имеется значительный потенциал для работы омбудсмена. Тематическое исследование  eBay показывает, что споры между покупателями и продавцами могут быть решены с помощью системы полу-автоматизированного урегулирования споров  способных разрешить подавляющее большинство кейсов, с помощью опций для урегулирования и мотивирования сторон к  достижению взаимопонимания. Одним из преимуществ ОРС платформ, таких как использует система аукционов eBay, может быть их доступность и прозрачность, а также в состоянии обеспечить аутентичность доказательств, что позволит сторонам формулировать свои собственные выводы.  Увлекательная область перспективного  развития предполагает «краудсорсинг» решений, где группа опытных покупателей - экспертов и продавцов определяют исход спора.

См. отчет 

Models of Alternative Dispute Resolution (ADR) A report for the Legal Ombudsman

Chris Gill, Jane Williams, Carol Brennan and Carolyn Hirst 


А как в России? 

Вот фрагмент нашего обращения. Предлагаем Вашему вниманию проект медиативные компетенции для работников социальной сферы для специалистов «Методический центр развития социального обслуживания».
Цель проекта — наращивание медиативных компетенций социальных работников, взаимодействующих с проблемными семьями в трудных жизненных ситуациях.
Основа для сотрудничества: Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральный закон 193-ФЗ «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)», Закон «Об образовании», Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".


Специфика предлагаемого подхода в обучении заключается в дополнение к очному формату занятий онлайн взаимодействия для закрепления навыков и поддержки квалификации медиаторов - выпускников. В течение 1/2 года выпускникам будет доступны учебные модули на emediator.ru/moodle с возможностью наставничества, просмотра учебных клипов и адресации вопросов профессиональным медиаторам-преподавателям.

Важно отметить, что в рамках «Базового курса» подготовки медиаторов не предусмотрена подготовка медиаторов в социальной сфере1. Поэтому мы вынесли этот модуль (30 часов) в наш авторский «Курс прикладной конфликтологии для медиаторов». Предлагаем обучить и аттестовать Ваших специалистов параллельно по обеим образовательным программам в рамках договора. Это позволит выдать два свидетельства успешно аттестованным выпусками курсов: «Свидетельство медиатора» и Курс прикладной конфликтологии для медиаторов модуль: «Медиатор в социальной сфере».

Обучили 100 медиаторов из 4-х стран и 35 городов. Разработали 1,5 десятка курсов. Авторское пособие и награды за инновационные методики. 3500 учебных клипов. 250 вебинаров

Приложения:
1. Текст договора на оказания платных образовательных услуг 1285 — СЕМ от 21 января 2015 г.
2. Смета к договору 1285 — СЕМ от 21 января 2015 г.
3. Образовательные программы
4. Образцы свидетельств медиатора
5. Отличительный подход — электронное обучение медиаторов в странах пост советского пространства

И результат

Заказчик - госучреждение объявил торги в форме элеткронного аукциона. Оплата - по факту отгрузки товара, как будо речь идет об отгрузке угля или древесины. И поэтому, обсудив ситуацию с партнерами наш Центр принял решение воздержаться от участия в электронном аукционе в целях заключения договора на )обучение  30 работников социальной сферы по следующим соображениям.
 
а) очень сжатые сроки обучения в режиме "штурмовщины", что негативно сказывается на качестве обучения. Для сравнения, наш период обучения -
сто дней без отрыва от работы благодаря регулярным занятиям онлайн
и в мини-группах до  6 чел.
 
б) отсутствие авансирования. В международной практике принято авансировать информационные, консалтинговые /  учебные проекты.  
Работая с Группой компаний "Самрук Казына" мы получили аванс в виде 
оплаты авиа-перелета, 5-ти звездочной гостиницы и командировочных.
Работая с Калининградским гос. университетом, мы придерживались схемы: 30% 40% промежуточная аттестация и 30% - накануне аттестации. 
Что касается обычной практики обучения, то свыше сотни слушателей перечисляли от 50% до 100% при заключении контракта.
 
в) ожидаемая низкая мотивация к обучению со стороны слушателей из-за отсутствия конкурсных процедур зачисления на курсы (у нас проводится конкурс и порядка 20+25% соискателей не могут преодолеть планку квалификационных требований). Кроме того, если мы не ошибаемся, то Заказчик оставляет за собой право ноое подписывать акт и не производить оплату пока не будут аттестованы все зачисленные на курсы. 
Наша практика показывает, что процедуру экзамена выдерживают 75-80% от зачисленных. Мы предлагаем без доп. оплаты 2 дополнительных попытки пере-экзаменовки (см. договор).
 
Поэтому суммируя всё сказанное мы не хотели бы участвовать в проекте, где используются крайне неудобные и не эффективные формы работы.
Конечно, мы понимаем, что Ваше учреждение находится тесных рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", но одновременно спрашиваем себя: сколько выпускников при изложенной организации дела смогут применить полученные компетенции  в социальной сфере? И на станет ли такое обучение сугубо "отчетным" мероприятием? Очень не хотелось бы 
тиражировать пороки отечественной учебной  практики, всё более не соответствующий требованиям времени и тем вызовам, которые поставлены Россией.

 

Tags: