ОСАГО и КАСКО. Взгляд из Сибири.

Печать

disput3В самом начале 2015 года многие страховые компании столкнулись с ростом убытков и стремительным сокращением объемов продаж по направлению автострахования, равно как и числа своих клиентов. О том, насколько изменилась ситуация на этом рынке в Сибири к середине 2015 года и какие перспективы рисуют себе сами страховщики, Что думают  крупнейшие игроки этого сегмента в СФО?

А кому легко приходится в кризис?

Экономический спад начала 2015 года и обострившаяся политическая обстановка значительно повлияли на состояние рынка автострахования. С самого начала кризиса в декабре 2014-го аналитики предвещали рынку тяжелый год, утверждая, что проблемы коснутся как страховщиков, так и автовладельцев.

Так, повышение цен на автомобили, удорожание запчастей к иномаркам вследствие роста курса валют к рублю, а также кризис в сегменте автокредитования привели к ощутимому удорожанию каско — на 15–30%. Негативную роль сыграло непосредственное повышение тарифов каско, в результате которого его стоимость в большинстве случаев не оправдывает сумму возмещения ущерба при наступлении страхового случая.

Не лучше ситуация и в сегменте ОСАГО

Тарифы на ОСАГО увеличились за последние 12 месяцев два раза: в октябре и в апреле. В результате мы столкнулись с двукратным удорожанием со всеми вытекающими последствиями, — рассказывает топ-менеджер одного из участников рынка на условиях анонимности. Кроме повышения тарифов на ОСАГО, изменились отношение к выплатам, размер компенсации и схема расчета ущерба. Стоит лишь отметить, что максимальная сумма износа снизилась с 80% до 60%. Не способствуют привлекательности ОСАГО для потребителя и новшества, внесенные в ПДД: теперь участники аварии обязаны освободить проезжую часть, что впоследствии затрудняет выяснение обстоятельств происшествия, особенно в случае каско. Упразднение службы аварийных комиссаров также добавляет проблем попавшим в ДТП водителям, что также демотивирует их в покупке ОСАГО. Все эти изменения можно назвать «революционными».

 

В итоге от названных изменений особенно сильно пострадали средние и мелкие страховые компании, для многих из которых моторное страхование являлось чуть ли не единственным видом услуг. Крупные же игроки осознанно уходят с рынка ОСАГО, адекватно оценивая его сжатие и сопутствующие этому проблемы. Автовладельцы также болезненно реагируют на сложившуюся ситуацию — отказом от страховых услуг, переходом на более дешевое страховое обслуживание в области или даже попытками подделать полисы.


Если попробовать медиацию?

На данной стадии у нас чуть не произошла медиация между Страховщиком и Потерпевшей. Наш центр связался с медиаторами из Лиги медиаторов в СПб. Как было бы красиво помириться, достичь медиативное соглашение и утвердить его судом! Однако главный юрисконсульт Страховой компании имел крайне негативное предубеждение против примирительных процедур. Поэтому состязательные процедуры продолжились в начале апреля этого года. Очень красиво выступил прокурор в процессе: дескать да, разумеется необходимо иск удовлетворить. В самом деле крайне неэтично гонять пожилую женщину (63 года) - инвалида II группы по инстанциям, требуя представлять всё новые и новые бумаги в подтверждение страхового случая. Юристы Страховщика держались до последнего и как мантру повторяли: выплатили всё и сразу, ну задержали на каких то жалких 28 дней — вот Вам за это три сотни рублей пени (т. е. ровно в сто раз меньше, чем предусматривает Закон).

В результате Потерпевшая довзыскала еще примерно 40 тыс. руб. в качестве пени (36,9 тыс.) и скромную компенсацию за моральный ущерб.

 

Обыкновенная история для страхового рынка России. 

Без участия посредников, специалистов гражданину и не приходится рассчитывать на получение страховки. Такое положение дел неоднократно критиковалось со стороны правозащитных организации: закон об ОСАГО не выполняет свои функции, зарабатывают юристы, а не граждане, что судебная стадия спора становится неизбежным этапом в диалоге со страховщиком. Нам представляется, что нужно во-первых, заставить инспекторов, следователей направлять акт о страховом случае и все необходимые заявления для получения страховки сразу по результатам ДТП (сейчас страховку получают лишь те граждане, кто достаточно активны в сборе необходимых бумаг) во-вторых, сделать обязательной примирительные процедуры (медиацию) по страховым спорам, что снимет проблему непонимания и искаженных коммуникаций, в-третьих, необходимо «мониторить» те страховые организации, которые кредитуются за счет рядовых граждан, латая собственные финансовые дыры. Возможно, руководителей таких организаций следует привлекать к персональной ответственности: имущественной, административной, да и уголовной, если «резина» превращается в систему.

 

Использованы материалы Куда катится рынок: есть ли выход из кризиса автострахования?
"Континент Сибирь" 10 Август, 2015 > Ольга Бармина