Рынок обучающих услуг медиации

Печать

ИсследовательИсследование проводилось с октября 2010 г. по апрель 2011 г. путем анкетирования (анкета свободно загружалась непосредственно с Интернет сайта) и последующего собеседования при очной встрече, по телефону либо посредством веб камеры и Интернет.

Далее анкеты группировались а) по опыту респондента в урегулировании конфликтов б) образованию, профессии и занимаемой должности в) полу и возрасту г) региону проживания. Разумеется, произведенная выборка не может считаться репрезентативной в отношении всех лиц, способных оказываться услуги медиации на профессиональной основе (далее целевой аудитории).

Тем не менее, если принимать во внимание индикаторы, измеряющие интерес целевой аудитории к теме медиации, как например: интенсивность звонков во времени от потенциальных обучающихся на курсах и «тайных покупателей» от конкурирующих обучающихся центров, и хорошая корреляция этой интенсивности с новостными поводами в виде принятия нормативных актов, регулирующих сферу медиации, а также анализ всплеска / падения интереса темы медиации в социальных сетях, то можно сделать вывод, что обобщенные ниже результаты исследования, в целом, дают достоверную картину о рынке медиации в России. По крайней мере, на их основе можно объяснить и спрогнозировать некоторые тенденции.

Спрос и предложение образовательных программ

Как правило, желают обучится на медиатора и оказывать услуги на профессиональной основе лица, среднего и старшего возраста, уже имеющие определенную профессию, занимающие руководящие должности в организациях либо должности специалистов. Доля самозанятых лиц, предпринимателей и топ-менеджеров составила менее пяти процентов в выборке. Доля лиц старше пенсионного возраста ещё меньше — около одного процента, что может быть отнесено просто на погрешность измерений. (Тем не менее, есть примеры успешного обучения и аттестации работающих пенсионеров- медиаторов).

Медиация - это простоДо вступления в законную силу Закона «О медиации», интерес к обучающим курсам медиаторов женщины проявляли в три с половиной чаще, чем мужчины. Молодые люди возраста от 19 до 25 лет обращались примерно в 60% случаях. Затем с принятием постановления Правительства РФ о программе подготовки медиаторов, интерес к теме медиации женщины и мужчины проявляли примерно одинаково. И наконец, начиная с марта 2011 г. пол потенциального обучающегося на курсах в 55% случаях был мужской. Распределение целевой аудитории по признакам пола и возраста может быть объяснена а) более быстрой адаптивностью молодых людей к изменениям в сравнении с людьми старшего и среднего возраста б) повышенной социальной активностью женщин в сравнении с мужчинами в) превалированием мужской части населения в Интернет в условия России. Другими словами, на стадии быстрых социальных изменений молодые люди и женщины быстрее принимали решение.

Услуга предварительного выбора
Если говорить об образовательной услуге с позиции маркетинга, то эта услуга относится к товарам предварительного выбора. 90% респондентов были прекрасно осведомлены о ценовой политике 3-4 обучающих центров России, прежде чем сделали звонок. Интерес к заказу курсов подготовки медиаторов возрастал после праздничных и выходных дней, что можно понять с позиции предварительного выбора курса подготовки медиатора. Обычно респонденты хорошо ориентировались в образовательных программах разных обучающих центров.

Распределение по профессиональной подготовке и специальности.

Почти все, за исключением небольшой статистической погрешности, потенциальных обучающихся имели высшее образование, 40% из них имели два и более высших образования, 10% имели научную степень. Можно предположить, что высокая способность к обучению и самообразованию являются стимулирующим фактором к обретению новой профессии. Среди специальностей явно лидировали юристы и арбитражные управляющие (40%), затем следовали педагоги (20%), менеджеры среднего звена (10%), экономисты, бухгалтеры и аудиторы (6%), и среди оставшихся с небольшими долями (3-5%): психологи, врачи, коллекторы и работники кредитных кооперативов, риэлторы, социальные работники и др. Более 50% обучающихся знали, по крайне мере, один иностранный язык, 20% - два иностранных языка, около 5% - три и более иностранных языков.
Примерно 30% обучающихся уже имели практический опыт урегулирования конфликтов в сферах организационные, семейные, школьные корпоративные , а 15% помимо опыта ещё и активно читали специальную литературу в области конфликтологии и медиации. На вопрос, сталкивались ли Вы с угрозами уголовного преследования в ходе работы 80% респондентов ответили утвердительно, что отражает «уважение» россиян к силовым методам разрешения гражданско-правовых споров.

Готовы поддержать институты гражданского общества

Почти все, т. е. 95% респондентов выразили готовность поддержать развитие медиации и конфликтологии в России. Из обучившихся на курсах медиации в нашем центре, почти все изъявили желание и вступили в некоммерческое партнерство — будущую саморегулируемую организацию медиаторов. Прежде чем инвестировать личные финансы в образование, потенциальный обучающийся в 60% случаях задается вопросом о будущей профессии. Еще 30% респондентов интересует более не полученные опыт и знания, а соображения престижа и авторитета обучающего центра. Предпочтение отдается в это случае государственным учреждениям. «Под крыльями» государственной геральдики особенно выразили желание обучиться государственные служащие, для которых Закон содержит запрет на осуществление профессиональной деятельности медиатора. И не случайно, ведь медиация — это институт гражданско общества, альтернативный традиционному судебному способу разрешения споров. Тем не менее, в ряде случаев потенциальные обучающиеся не вникали даже в содержание образовательной программы, но выражали желание получить свидетельство, или иной документ государственного образца об окончании курсов.