Новые технологии обучения медиаторов

Печать

ИсследованиеЭлектронное обучение (eLearning) и в частности Course Management Systems или системы управления учебным контентом очень актуальны в условиях современной России в силу её геополитических и инфраструктурных особенностей. Использование обучающей платформы Moodle позволило нам сосредоточиться на содержательных аспектах обучения медиаторов-переговорщиков, т. е. лиц осуществляющих процедуру примирительных процедуру (медиации) в качестве нейтральных посредников, а также корпоративных омбудсменов

— лиц, ведущих переговоры внутри организаций, а также с деловыми партнерами вне её. Как показали предварительные исследования автора [1] путем анкетирования и глубинного интервью, институт медиации крайне редко используется как социальная практика, однако имеется латентный спрос на специалистов — медиаторов в экономике России. Удовлетворить этот спрос не способны практикуемые модели обучения. Нужны инновационные подходы. К сожалению, прецедентов использования очных дистанционных технологий в гуманитарной сфере крайне мало в условиях России. Работа автора нацелена на решение этой проблемы в сфере переговоров, медиации.

Постановка научного эксперимента,


пожалуй, является наиболее плодотворным методом исследования и даёт обширный фактический материал. Ещё до принятия закона «О медиации» автор предпринял попытку обучения взрослых людей основам конфликтологии в учебных аудиториях. Были разработаны авторская программа и учебное пособие, ориентированные на развитие практических компетенции в сфере конфликтологии, переговорного процесса, включающие примерно 150 кейсов по конфликтным ситуациям, на основе общения 15-летней практики Центра конфликтологии.

{besps}eLearning|width=400|height=300{/besps} 

 

С принятием Закона «О медиации», потенциальные слушатели стали проявлять настойчивый интерес к обучающим курсам медиации. Целевая аудитория учебного проекта предъявила спрос на более гибкие формы обучения: дистанционные курсы с применением широкополосного Интернет и веб-камеры.

Процесс обучения


Отбор соискателей происходил с использование анкетирования, телефонного интервью и тестирования. Анкета, в электронной форме оценивается по скоринговой модели (т. е. балльно-экспертным методом, практикуемом банками при решении вопроса о возможности выдачи кредита). На стадии отбора отбраковываются кандидаты, не имеющие в/о и жизненного опыта урегулирования конфликтов либо очень слабо владеющими технологиями использования Интернет и веб-камеры. На этапе телефонного интервью оценивались коммуникативные навыки соискателя. Далее соискателям предлагался тест на основе случайной выборки 15-20 вопросов из имеющегося Банка Вопросов (примерно 350-400 вопросов). Если соискатель набирал достаточное количество баллов в ходе анкетирования, телефонного интервью, тестирования, то происходило заключение договора путем обмена электронным письмами и зачисление на курсы. Обучающемуся высылалась посылка с авторским пособием — 500 стр., DVD дисками с учебными видео клипами, инструкцией по работе с обучающим сайтом.


В ходе занятий

обучающийся как правило регулярно посещал обучающий сайт [2] работал над учебным материалом: слушал видео лекции (около 300 учебных клипов), отвечал на лекционные вопросы, участвовал на электронных семинарах, форумах, выполнял задания, отвечал на тестовые вопросы, раскрывал значение специальных терминов по предмету курса в глоссариях, участвовал в «мозговых штурмах» путем создания Википедии (энциклопедии) в изучаемой предметной области, наполняет базу данных списком прочитанной литературы, направлял эссе о медиации и производит анализ конфликтов по теме курса (из пособия или из личной практики). Также обучающийся стимулировался к направлению вопросов преподавателям через веб-камеру по рассматриваемым кейсам либо через обучающий сайт. Каждое действие обучающегося фиксировала учебная система moodle в журнале.

Экзамены

На финальной стадии тренеры медиации помогали обучившимся в проведении первых сессий медиации, которые оказываются конфликтующим сторонам на безвозмездной основе. Перед процедурой экзаменов личность обучающегося удостоверялась у нотариуса с указанием в заявлении электронной почты и личного аккаунта обучающегося, в Skype а также на обучающем сайте emediator.ru/moodle. Процедура экзаменов происходила в соответствии с требованиями Минобрнауки РФ [3] — направление эссе о конфликтной ситуации, подтверждение теоретических, а также практических знаний перед независимой комиссией из трех преподавателей, имеющих научные степени кандидатов наук и работающих в сфере конфликтологии. При этом благодаря использованию интернет технологий, экзаменуемый видел и слышал всех членов комиссии. В свою очередь, комиссия видела через монитор и слышала через аудио колонки экзаменуемого. В аналогичной форме проводились имитационные сессии медиации на основе реальных конфликтных ситуаций из практики учебного Центра. Всячески поощрялась работа обучающихся в парах и «тройках» со слушателями из разных городов, которые назначали друг другу время сессий по московскому времени через специальные диалоговые окна учебного сайта.


Для корпоративного обучения омбудсменов

Описанная модель была многократно опробована и доказала свою эффективность. Главный упор в обучении был сделан на практику, а такая практика была бы невозможна без имитационных сессий медиации и видео контента. Поэтому каждую неделю собиралась фокус-группа из обучающихся. В виде сторителлинг (storytelling) они обсуждали реальные конфликтные ситуации из учебного пособия или личного опыта., выступали с лекциями. Далее лекции просматривались на большом экране в учебной аудитории в помощью мультимедийного проектора. Каждые 5-8 минут, тренер медиации делал паузу и задавал вопрос аудитории. Стимулировались дискуссии и творческий поиск в нестандартных ситуациях. Для иногородних слушателей доступ к учебным видео клипам обеспечивался через учебный сайт и видео хостинг для хранения файлов и специальные средства работы с видео-каналами [4]. По итогам просмотра клипа необходимо было дать ответы на несколько тестовых вопросов, задаваемые программой в случайном порядке из обширного банка вопросов.

Результаты

Было зачислено около 40 обучающихся. Из них обучились и выдержали процедуры аттестации лишь 30 медиаторов. Было подготовлено и аттестовано три тренера медиации. Но главное, обученные медиаторы изъявили желание продолжить самообразование. Они направляли автору новостную актуальную информацию в сфере медиации, вопросы из практики работы, формировали базу данных литературы. Примерно половина выпускников смогли применить полученные знания на практике. Технологии позволили расширить географию учебных курсов за пределы России (выпускник курсов возглавил ОО «Союз медиаторов» в Республике Казахстан). Сейчас, совместно с Дзузеппе Леоне с Гавайских островов, автор и выпускники курсов планируют участие в «Виртуальной лаборатории посредничества» на английском языке для практики нарративного подхода в медиации и преобразующей медиации [5].



Современные информационные технологии. Открытия. Творчество. Проекты.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИАТОРОВ И КОРПОРАТИВНЫХ ОМБУДСМЕНОВ НА БАЗЕ CMS MOODLE
М.А. Авдыев, директор НП «Сибирский Центр конфликтологии», аспирант кафедры социальной антропологии Новосибирского государственного технического университета  


 

Ссылки
1. результаты исследование о рынке услуг медиации и конфликтологии среди руководителей центров подготовки медиаторов. http://edogovor.ru/index.php/investigations/1481-2011-05-04-11-08-48
2. Обучающий сайт - Обучение медиаторов, омбудсменов и конфликтологов emediator.ru/moodle он же 2adr.ru
3. Постановление Правительства РФ 969 от 03.12.2010 и Приказом Минобрнауки РФ от 14.02.2011 №187
4. В качестве видео хостинга для хранения файлов использовался YouTube.com но чаще — vimeo.com для конфиденциальных конфликтных кейсов.
5. Данная программа была анонсирована Джузеппе Леоне в его статье Mediation Skills Development Around the World - with Skype http://www.mediate.com/articles/LeoneG1.cfm есть перевод на еМедиатор.Рф «Виртуальная лаборатория медиации».