Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Лаборатория виртуальной реальности в обучении

Содержание материала

Раскрыть убийство в цифре


Здесь 300 студентов, все увлечённо разгадывают дела об убийстве, как криминалисты, одновременно получая базовые научные навыки. И что мне больше всего в этом нравится — это когда после занятия студенты иногда подходят ко мне, удивлённые и слегка озадаченные, и говорят: «Я провёл 2 часа в этой виртуальной лаборатории и ни разу не проверил Facebook». (Смех) Вот насколько сильно вовлекаются и погружаются в это студенты. И чтобы выяснить, действительно ли это работает, психолог, специалист по обучению, провёл исследование с участием 160 студентов из Стэнфордского университета и Технического университета Дании. Студентов разделили на две группы. Одна группа должна была использовать только виртуальный симулятор лаборатории, а другая — только традиционные методы обучения, и у них было одинаковое количество времени. Интересно, что студентов протестировали до и после эксперимента, чтобы можно было точно определить прогресс в их обучении. И они обнаружили неожиданное увеличение эффективности обучения на целых 76% при использовании виртуальных лабораторий по сравнению с обычным обучением.

Но что ещё интереснее, во второй части этого исследования изучалось, каково влияние преподавателя на обучение. И обнаружилось, что при сочетании виртуальных лабораторий с кураторством и наставничеством преподавателя суммарное увеличение эффективности обучения достигает 101%, то есть эффективность преподавателя естественных наук возрастает в 2 раза при тех же временны́х затратах. Итак, пару месяцев назад мы спросили себя — а у нас теперь отличная команда психологов в области обучения, преподавателей, учёных и разработчиков игр — и мы спросили себя: как мы можем выполнить своё обещание постоянно пересматривать образование? И сегодня я с волнением представляю результат нашей работы — то, над созданием чего мы так усердно работали. Коротко объясню, что это такое. Собственно, я беру свой мобильный телефон — у большинства студентов уже есть вот такие смартфоны — и вставляю его в эту недорогую гарнитуру виртуальной реальности.

И теперь я действительно могу это сделать — в буквальном смысле войти в виртуальный мир. Мы дадим некоторым из вас в зале тоже попробовать, потому что это то, что нужно попробовать, чтобы прочувствовать, насколько в него погружаешься. Я буквально ощущаю, будто только что вошёл в виртуальную лабораторию. Вы видите меня вверху на экране? Аудитория: Да. Майкл Бодекер: Отлично! Здóрово! Итак, я только что превратил свой мобильный телефон в полностью смоделированную лабораторию на миллион долларов, со всем этим впечатляющим оборудованием, на котором можно работать. Например, я могу взять пипетку и провести эксперимент. У меня есть устройства для электрофореза, ПЦР и, посмотрите, прибор для секвенирования следующего поколения, а тут даже электронный микроскоп. Ну, кто ещё носит электронный микроскоп в кармане? А здесь моё устройство, я могу проводить на нём эксперименты.


А здесь — дверь, я могу перейти к другим экспериментам, которые можно проводить в лабораториях. А вот мой обучающий планшет. Это умный планшет, который даёт мне соответствующие теоретические знания. Как видите, я могу с ним взаимодействовать. Я могу смотреть видео и изучать материалы, относящиеся к эксперименту, который я сейчас провожу. А это Мари. Она мой преподаватель, мой ассистент в лаборатории, она сопровождает меня по всей этой лаборатории. И очень скоро преподаватели буквально смогут телепортироваться в этот виртуальный мир, где я сейчас нахожусь, и помогать мне, наставлять в течение всего эксперимента. И перед тем как закончить, я хочу показать вам нечто ещё более забавное, как мне кажется, то, что вы не сможете сделать в реальных лабораториях. Это прибор для ПЦР. И вот я начинаю эксперимент. Только что я буквально уменьшил себя в миллион раз, до размера молекулы, и я реально так себя ощущаю — вы должны попробовать.


Теперь я чувствую себя так, будто нахожусь внутри прибора и вижу ДНК и другие молекулы. Я вижу полимеразу, ферменты и так далее. И в данном случае я могу видеть, как ДНК реплицируется миллионы раз, именно так, как это происходит сейчас в вашем организме. И я могу по-настоящему почувствовать и понять, как всё это работает. Надеюсь, это дало вам некоторое представление о возможностях этих новых методов обучения. Ещё я хочу подчеркнуть, что всё, что вы сейчас видели, также работает на айпэдах и ноутбуках без гарнитур. Я говорю об этом по очень важной причине. Для того, чтобы действительно заинтересовать и вдохновить следующее поколение учёных, нужно, чтобы преподаватели продвигали использование новых технологий в учебных классах. И во многих отношениях, я считаю, что следующий большой качественный скачок в естественнонаучном образовании связан уже не с технологией, а скорее с решением преподавателей сделать шаг вперёд и начать использовать эти технологии в учебных классах.

И мы надеемся, что всё больше университетов и школ, а также учителей будут сотрудничать с технологическими компаниями для полноценной реализации этих возможностей. Итак, в заключение я хочу рассказать вам небольшую историю, которая меня вдохновляет. Это история Джека Андраки. Возможно, кто-то из вас о нём уже знает. Джек изобрел новый, революционный и дешёвый тест для рака поджелудочной железы в возрасте 15 лет. И когда Джек рассказывает, как он совершил этот существенный прорыв, он также объясняет, что одна вещь почти помешала ему сделать этот прорыв. И это было отсутствие доступа в настоящие лаборатории, потому что он был слишком неопытен, чтобы его туда допустили.

Теперь представьте, если бы мы могли предоставить виртуальные лаборатории на миллионы долларов всем этим студентам, таким как Джек, во всём мире, и дать им новейшие, наилучшие, самые совершенные приборы, которые заставили бы любого сидящего здесь учёного буквально прыгать от восхищения. А теперь представьте, как бы это могло вдохновить новое поколение молодых блестящих учёных, готовых усовершенствовать и менять мир. Большое спасибо!