Красота конфликта: уроки искусства

Содержание материала

Robert BenjaminЛегендарная статья Роберта Бенжамина - медиатора из США прочитана десятки и десятки тысяч раз. Он подчеркивает важность эстетического подход в медиации. Многие люди рассматривают изобразительное искусство как нечто немногим большее декораций, призванных закрыть собой пустое пространство стены. Некоторые художники, таким образом, обслуживают этот рынок и пишут картины комфортных, приятных и мирных сцен. Подобно им, некоторые медиаторы ограничивают себя на ‘приятных' конфликтах,

которые могут быть разрешены через приглашение людей к совместному ‘круглому столу' в атмосфере мира и хороших намерений. Хотелось бы, чтобы так все и было, однако это было бы слишком просто.

Величайшее искусство часто состоит в разрешении сложных и тревожных конфликтов, а величайшее посредничество - в том, чтобы быть в центре их.!

. . . всесторонний подход к вопросу и творческое решение проблем.

Некоторые медиаторы ограничивают себя на ‘приятных' конфликтах

Если ты действительно хочешь увидеть что-либо,

Взгляни на что-нибудь другое.
Если ты хочешь сказать, чем является что-либо,
Исследуй то, чем оно не является.
Если ты хочешь увидеть невидимый мир,
Посмотри на видимый еще раз.
Если ты действительно хочешь знать, что такое Восток,
Посмотри на Север.
Если ты имеешь вопрос относительно моря,
Посмотри на горы.

МатиссНесколько лет назад я посетил Выставку Матисса в музее. Как это часто бывает, я заблудился в лабиринтах галерей, неправильный поворот привел меня к залу искусства эпохи расцвета Ренессанса. Я не интересовался данным творчеством, на мой взгляд, оно имело незначительную цель, разве что являться предметом тайного вопроса на выпускных экзаменах в курсе истории искусства. В то время как я мог мысленно высоко оценивать представленное техническое искусство, данный стиль художественного творчества казался мне слишком преувеличенным и неуместным. Мое сформировавшееся предпочтение - это абстракция, минимализм и модерн.


Мое категоричное решение в сущности исключить искусство существовавшее до перехода к XX веку было принято таким же образом, как и большинство других важных решений в моей жизни: необоснованно (произвольно). Предубеждение в симпатиях и антипатиях - это удобный способ организовать жизнь каждого; предложение соразмерной модели поведения, принуждающей действовать определенно минимизирует затраты нервов и энергии. Исходя из этой же логики, я выстроил мое предпочтение к палитре цветов в одежде, ограниченной черными и серыми оттенками, посещаю одни и те же рестораны и воздерживаюсь от просмотра кино с субтитрами.
Я признаю, к некоторому смущению, что подобное мышление является предубежденным и навязчивым. Иногда я боюсь, что мои старательно приложенные усилия быть непредубежденным будут расцениваться как фальшь (притворство). Мое единственное утешение - это снисходительно наблюдать, что есть много тех, кто еще более предубежден, чем я, - особенно, если речь идет о тех, кто не согласен со мной.


ПортретЧто еще более разочаровывает, так это приход к осознанию того, что, являясь образованным профессионалом, это не дает мне возможности бороться против узкого, стандартного подхода к делу. Профессионалы, как и другие, стараются действовать, полагаясь на свои предпочтения, и практикуют, исходя из своих личных убеждений, сформировавшихся ранее в их жизни. Требования нейтралитета и объективности часто обманчивы и иногда выступают как прикрытие для неискреннего подхода к делу. Иногда профессиональный стаж и опыт изменяет это мышление, часто - нет.
Итак, говоря проще, мое первое желание, которое возникло, было немедленно уйти от этой тайны эпохи иностранного Ренессанса. Казалось, это имело небольшое отношение к моей работе в качестве медиатора в конфликтных ситуациях, и мне не нужно было развивать в себе иные интересы, за исключением тех, которые могли бы потребоваться для изучения этих конфликтов. Любой человек просто не будет жертвовать комфортом чего-то привычного вследствие одного поворота не в ту сторону.