Будущее когнитивного потенциала.

Содержание материала

И это – вторая составляющая когнитивного потенциала.

 

В ХХ веке информационное пространство весьма умело помогало людям потреблять. В результате мы хорошо научились потреблять. Сейчас у нас есть инструменты коммуникаций, - интернет, мобильники, – благодаря которым мы способны на большее, чем просто потребление, и теперь мы видим, что жили, не отрываясь от дивана, не потому, что нам так нравилось. Мы жили каждый сам по себе потому, что других вариантов у нас не было. Конечно, нам и сейчас нравится потреблять. Но оказалось, нам еще нравится и творить, и делиться тем, что мы сделали, с другими. Когда эти два фактора, вместе взятые, - древняя человеческая мотивация и современные инструменты, позволяющие удовлетворить эту мотивацию, - объединяются в крупномасштабные начинания, они-то и являются ресурсом нового типа. Используя когнитивный излишек, мы приходим к воистину исключительным экспериментам в научных, литературных, художественных и политических начинаниях. Мы творим.

Конечно, вместе с этим мы получаем „LOLcats”. „LOLcats” – сайт с симпатичными фотографиями кошек, которые кажутся еще милей благодаря симпатичным подписям. Они - тоже часть богатого информационного поля, которое есть в нашем распоряжении в настоящее время. Это – тоже модель, одна из моделей участия в информационном поле, где мы наряду с ”Ушахиди” получаем „LOLcats”. Здесь я, как выражаются адвокаты, хочу особо оговорить, что сайты типа „LOLcats” – это глупейший из всех возможных актов творчества. Конечно, есть и другие кандидаты на первое место, но „LOLcats”- достаточно яркий общий пример. Однако вот в чем дело. Даже самый дурацкий акт творчества все же является актом творчества. Тот, кто создал нечто, пусть это нечто - штука посредственная и никому не нужная, - постарался что-то создать, вынес что-то на публику. И кто однажды сделал это, может сделать это снова. И на этот раз постараться сделать что-то получше.


Между посредственным произведением и хорошим произведением существует дистанция.

Каждый, кто выполнял художественную или творческую работу, знает, что вы постоянно и всеми силами пытаетесь преодолеть эту дистанцию. Водораздел лежит между тем, чтобы что-то делать, и тем, чтобы не делать ничего. Тот, кто создал „LOLcats”, уже преодолел его. Конечно, очень хотелось бы, чтобы таких работ, как „Ушахиди”, было побольше, а таких как „LOLcats”, не было совсем. Чтобы серьезное и нужное было, а чепухи не было. Но безграничное информационное пространство так не работает. Свобода экспериментировать означает свободу экспериментировать с чем угодно. Даже имея святейшую печатную прессу, мы имели эротические романы за 150 лет до того, как у нас появились научные журналы.

Так что прежде, чем говорить о том, что я считаю существенной разницей между „LOLcats” и „Ушахиди”, мне хотелось бы поговорить об их общем источнике.

 

Этот источник – потребность щедро делиться с другими.

 

Один из курьезов нашей эпохи заключается в том, что в то самое время, когда когнитивный излишек становится ресурсом, вокруг которого можно что-то создавать, общественные науки начинают объяснять нам, как важна для нас наша внутренняя мотивация, в какой степени мы делаем то или это потому, что нам так нравится, а не потому, что так сказал шеф, или потому, что нам за это заплатят.


Это – график, обобщающий результаты работы Ури Гнизи и Альдо Растичини. В начале текущего десятилетия они решили проверить теорию, которую назвали теорией сдерживания. Теория сдерживания - очень простая теория человеческого поведения. Если вы хотите, чтобы человек делал что-то меньше, чем раньше, введите для него наказание, и он будет делать меньше. Просто, прямо, практично и мало кем проверено. Гнизи и Растичини провели исследование 10 детских садов в Хайфе, в Израиле. Они проводили свои наблюдения в час пик, когда родители забирают детей. В час пик педагогам, которые провели с вашими детьми весь день, хочется, чтобы вы пришли забрать своего ребенка вовремя. В то же время родителям – которые заняты на работе, или хотят успеть куда-то еще, или просто опаздывают, - хотелось бы забрать ребенка немного позже.