Управление восприятием в ходе онлайн медиации

Онлайн медиацияОнлайн медиация настолько непривычна, что вызывает недоуменные вопросы: как организовать потоки обмена информацией? Не пострадает ли невербальное взаимодействие и т.д. Но вот интересно, большинство книг по медиации написаны в привычной парадигме линейного текста, а между тем, мир уверенно вступил в эпоху конвергентных СМИ.

Перемены неизбежны

Поэтому правление потоками информации в ходе процедуры медиации и техника рефрейминга могут быть принципиально иными. Представьте себе, что в ходе медиации на экране помимо действующих лиц - сторон спора появляется фотография из семейного альбома. Разве не повлияет она на процесс переговоров? Безусловно, повлияет. По нашему мнению, доводы об ограниченности невербального взаимодействия и усечения эмоций до верхней части туловища или фрагмента лица - это лишь следствие недостаточной пропускной способности каналов, которая с каждым годом возрастает. Представим себе, что она достигнет 10 - 100 Мбит/сек (это уверенный прием в сети 4G) - и каждый сможет организовать телемост и изображением собеседников в полный рост. Появятся мобильные студии и устройства автоматизированного управления набором веб камер. И вот тогда станет востребованным умение работать с мультимедийным контентом.

Ильгя Кирия пишет:

"Говорят, когда древние ораторы сочиняли очередную речь, они мысленно рисовали план вымышленного дворца, располагая в каждой комнате по определенному набору аргументов, а затем заучивали наизусть маршрут перемещения по такому виртуальному дворцу и соответствие комнат и аргументов. То есть величайшей и главнейшей задачей оратора была организация информации, ее иерархия. По сути, как доказали многие ученые второй половины ХХ века, читателю тоже важна организация информации – ему необходимо понимать, как перемещаться по тексту.

Организация потоков информации в ходе онлайн медиации.

Память человека больше похожа на магнитофонную ленту, записывающую хронологию абзацев и череду слов. Как показали исследования психолингвистов и физиологов второй половины ХХ века, человеческая память скорее напоминает систему полочек и стеллажей, а не магнитофонную ленту. То есть человеческое сознание фрагментарно и не способно «записать на подкорку» 480 страниц очередного романа.

Вместо этого сознание начинает экономить время и воспринимать не всю информацию, а лишь существенную, располагая ее в ячейках памяти. В связи с этими открытиями переосмыслению были подвергнуты и такие процессы, как чтение и письмо. Ряд экспериментов показал, что человек никогда не читает текст целиком и слово за словом. Читатель в целях экономии времени не дочитывает до конца некоторые абзацы, часто заглядывает вперед (с целью узнать, а что же стало с любимым героем потом) и в основном полностью меняет в своем сознании композицию произведения. Примерно то же самое происходит с другими видами линейной информации (видеофильмами, кино, фонограммами и т.д.).

Каким образом осуществлять навигацию в этой информации?

Мультимедиатекст есть нечто иное. Это возможность пре- доставить читателю свободу выбора различных элементов, сред для ознакомления с информацией, более удобного заглядывания вперед, возможность отвлекаться, распылять смысл и т.д. В этом смысле мультимедийный язык является интерактивным, так как он позволяет при помощи различных вариантов и различных смысловых схем получать информацию, используя данные самой природой человеку возможности. Интерактивное медиа – это медиа, которое читатель Интерактивное медиа – это медиа, которое читатель создает как бы самостоятельно на основе бесчисленного предложенного количества вариантов.

В этом состоит принципиальное отличие языка мультимедиа от языка других сред – без вмешательства пользователя информация остается неполной (только пользователь может своими действиями вывести на экран и потребить интегральную версию информации). Если аудио- визуальное изображение в кино и телевидении представляет собой «картинку-действие», то мультимедийное изображение заставляет пользователя самостоятельно определять свои перемещения и свою логику получения информации. Таким образом, потребитель мультимедийного текста активен, так как потребление продукта требует от него не только «пассивного усвоения материала», но и разработки логики неких собственных действий, необходимых для получения той или иной информации. В этом смысле пользователь мультимедийной информации должен «учиться учиться» с тем, чтобы иметь возможность пользоваться комплексным интерфейсом, позволяющим ему совершенно разными путями получать информацию. Пользователь должен одновременно понимать, каким образом воспринимать информацию, а также – каким образом осуществлять навигацию в этой информации".

 

* Отрывок из публикации Что такое мультимедиа? Илья Кирия, к.ф.н., заместитель директора Высшей школы журналистики ГУ-ВШЭ, профессор кафедры медиаменеджмента и медиабизнеса отделения деловой и политической журналистики ГУ-ВШЭ. Что такое мультимедиа? Илья Кирия, к.ф.н., заместитель директора Высшей школы журналистики ГУ-ВШЭ, профессор кафедры медиаменеджмента и медиабизнеса отделения деловой и политической журналистики ГУ-ВШЭ.