Для корпоративных университетов

ВыпускникиМы создали Центр обучения медиаторов. Эта попытка оказалась результативной во-первых потому, что потенциальные слушатели стали проявлять настойчивый интерес к медиации, во-вторых потому что была разработана авторская программа, ориентированная на развитие практических компетенции,  и получена образовательная лицензия, в-третьих, мы предложили целевой аудитории более гибкие формы обучения: дистанционный курс с применением широкополосного Интернет и веб-камеры.

 Опыт тиражируется на др. сферы

Отбор соискателей происходил с ипользование анкетирования, телефонного интервью и тестирования.  Анкета, в электронной форме оценивается по скоринговой модели (т. е. Балльно-экспертным методом, практикуемом банками при решении вопроса о возможности выдачи кредита). На стадии отбора отбраковываются кандидаты, не имеющие в/о, и профильного образования (допустим юрист, экономист . . .), не имеющего жизненного опыта урегулирования конфликтов или очень слабо владеющими технологиями использования Интернет и веб-камеры.  На этапе телефонного интервью оцениваются коммуникативные навыки соискателя. Далее проводится тест на основе случайной выборки 15-20 вопросов из имеющегося Банка Вопросов (примерно 350-400 вопросов).  Если соискатель набирал достаточное количество баллов в ходе анкетирования, телефонного интервью, тестирования, то происходило заключение договора путем обмена электронным письммами и зачисление.  Описанная модель была многократно опробована  и доказала свою эффективность.

Процесс обучения

 В ходе обучения личность соискателя удостоверяется у нотариуса.  в заявлении указывается электронная почта и личный аккаунт обучающегося, например в Skype и на специально созданном обучающем сайте emediator.ru/moodle

 Впоследствии обучение стало 3-х ступенчатым в соответствии с Приказом Минобра № 817 от 14 февраля 2011 г.   Базовый курс (120 час.), Медиации особенности применения (312) и Подготовка тренеров медиации (144 часа), а всего 576 часов. Тренеры медиации становятся преподавателями в регионах России. 

 В процессе 100 дневного обучения будущий медиатор получает посылку с авторским пособием — 500 стр., DVD дисками с учебными видео клипами, инструкцией по работе с обучающим сайтом. Обучающийся регулярно посещает обучающий сайт, работает над учебным материалом: слушает видео лекции, отвечает на лекционные вопросы, участвует в электронных семинарах, форумах, выполняет задания, отвечает на тестовые вопросы, раскрывает значение специальных терминов по предмету курса в глоссариях, участвует в «мозговых штурмах» путем создания Википедии (энциклопедии) в изучаемой предметной области, наполняет базу данных списком прочитанной литературы, направляет эссе о медиации и производит анализ конфликтов по теме курса (из пособия или из личной практики). Также обучающийся активно направляет вопросы преподавателям через веб-камеру по рассматриваемым кейсам либо через обучающий сайт. На финальной стадии тренеры медиации помогают обучившимся в проведении первых сессий медиации, которые оказываются конфликтующим на безвозмездной основе.

 

Экзамены выпускников

 Процедура экзаменов происходила в соответствии с требованиями Минобрнауки  РФ — направление резюме и подтверждение и теоретических и практических знаний перед независимой комиссией из трех преподавателей, имеющих научные степени кандидатов наук и работающих в сфере конфликтологии. При этом благодаря использованию интернет технологий экзаменуемый видел и слышал всех членов комиссии.  В свою очередь, комиссия видела через монитор  и слышала через аудио колонки экзаменуемого.   В аналогичной форме проводились имитационные сессии медиации на основе реальных конфликтных ситуаций из практики учебного Центра. Всячески поощрялась работа обучающихся в парах и «тройках»  со слушателями из разных городов, которые назначали друг другу время сессий по московскому времени через специальные диалоговые окна учебного сайта.

 

 Главный упор в обучении сделан на практику

, а такая практика была бы невозможна без видео контента. Поэтому каждую неделю собиралась фокус-группа из обучающихся. В виде сторителлинг (storytelling) они обсуждали реальные конфликтные ситуации из учебного пособия или личного опыта., выступали с лекциями. Далее лекции просматривались на большом экране в учебной аудитории в помощью мультимедийного проектора и экрана. Каждые 5-8 минут, тренер медиации делал паузу и задавал вопрос аудитории. Стимулировались дискуссии и творческий поиск в нестандартных ситуациях.  Для иногородних слушателей доступ к учебным видео клипам обеспечивался через учебный сайт и специальный видео хостинг для хранения  файлов. Также по итогам просмотра клипа необходимо было дать ответы на несколько вопросов, задаваемые программой в случайном порядке. 

 

Дистанционные технологии обучения - выбор России

 

Прецедентов использования очных дистанционных технологий в гуманитарной сфере крайне мало в условиях России, что неудивительно, с учетом занимаемого Россией места на периферии мирового научного сообщества в области технологий обучения. Между тем,  eLearning (электронное обучение) становится нормальной практикой для престижных ВУЗов США, ряда Европейских стран. Именно опираясь на современный технологии MOODLE, созданный учебный Центр может, не изменяя наработанных бизнес-процессов, обучать 100-130 медиаторов в год.