Для бизнеса

Как купить / продать бизнес?

Содержание материала

Предпродажная подготовка


Может ли предпродажная подготовка бизнеса скорректировать ожидания по
цене и сделать предложение о продаже более привлекательным для потенциального покупателя. Предпродажная подготовка бизнеса - это комплекс юридических и организационных мероприятий, способствующих увеличению его цены. Одновременно эти мероприятия помогают расстаться с необоснованными ожиданиями продавца на основе анализа спроса.
Такие мероприятия, как правило, требуют затрат — заметим, не всегда значительных, а скорее связанных с волевыми и управленческими усилиями (например, регистрация прав собственности, патенты, товарные знаки и лицензионные договоры).
Безусловно, организационная структура также должна быть понятной. Достаточно просто, если бизнес представлен одним юридическим лицом или его ведет индивидуальный предприниматель. Хорошо, если отсутствует смешение личной и корпоративной собственности. Но на практике такое бывает редко. Выходит, необходимо четко разграничить, что входит в отчуждаемый бизнес, а что — нет.

К сожалению, хороший бизнес может продаваться со значительным дисконтном именно из-за перепутанных прав собственности или отсутствия четких организационных структур.

Бизнес, который в меньшей степени зависит от личности его руководителя, представляет большую ценность для покупателя. Поэтому трудовые контракты компании, условия о сохранении ключевых сотрудников, а также договоров с основными клиентами — типичные пожелания продавца.
Разумеется, перечисленное выше позволяет повысить ценность отчуждаемого бизнеса, и определенных случаях сделать бизнес отчуждаемым в принципе, т.е. не зависимым от личных предпринимательских качеств самого собственника.
Поясним примером. Два предпринимателя, Олег и Сергей, еще в середине 90-х гг. ХХ в. приобрели за бесценок корпуса обанкротившегося крупного завода, разделили примерно поровну здания, территорию и занялись строительством. Олег зарегистрировал свои права на земельные участки и здания, а Сергей — нет. Олег участвовал в конкурсе на заключение договора поставки европоддонов на крупное предприятие пищепрома, а Сергей игнорировал любые конкурсы, по его мнению «не честные» и «с заранее определенным победителем».

 

 


В результате Олег смог выгодно продать бизнес и на вырученные деньги купить небольшой отель на Черноморском побережье. Сергей последовал примеру, но смог купить лишь дом в пригородном поселке. Бизнес Сергея полностью разорился, потому что нанятый им директор не обладал предпринимательской жилкой. Автомобильный транспорт Сергей был вынужден продать за невысокую цену (как технику, бывшую в употреблении), а недвижимость не продавалась вообще, поскольку не была зарегистрирована и находилась далеко от города-мегаполиса. Заметим, что бизнес Олега находился рядом, однако продавался именно как работающий. Оказывается, дислокация компании поблизости от лесных и фермерских хозяйств дает преимущества по цене древесины; готовая продукция весит легче и доставлять ее покупателю в тот же город дешевле. Оплата труда персонала, стоимость электроэнергии и тепла от завода-спутника — также дешевле, чем в городе! Все эти факторы превратили недостатки места расположения бизнеса в его достоинства, а следовательно, увеличили цену.
Итак вопрос о возможной продаже бизнеса — это вопрос качества его менеджмента. Отсутствие менеджмента может сделать бизнес совсем не отчуждаемым. В этой ситуации уместнее говорить о самозанятости предпринимателя—собственника либо о наборе активов, суммарная стоимость которых может быть не сопоставимо меньше стоимости бизнеса.