Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Для бизнеса

Право на судебную защиту и госуслуги онлайн

Содержание материала

ПравосудиеВчера Верховный Суд РФ попросил граждан России с пониманием отнестись к принятому решению:  в связи с угрозой распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) слушание всех дел приостанавливается с 19.03.2020 по 10.04.2020. Можете подавать заявления онлайн или посылать по почте, но слушание дела состоится не ранее 10 апреля. Самое время обращаться к медиации, причем в онлайн формате. Теперь другой альтернативы нет: онлайн разрешение споров.

Онлайн медиация и арбитраж находятся на пике интереса научного мирового сообщества, работающего в сфере альтернативного урегулирования споров.   Общепринято фиксировать  достигнутое по результатам разрешения спора медиативное соглашение, сделку или вынесенное решение арбитража в виде текста с разумным количеством таблиц, рисунков / фото, а видео-контенту отводится лишь вспомогательная роль проиллюстрировать изложенное в письменном документе. Аналогичная второстепенная роль выделена видео контенту в сфере госуправления. Несмотря на наглядность видеоконтента как способа передачи информации, он  используется в социальной сфере преимущественно в развлекательных, культурных и образовательных целях, но как правило не имеет персонализированного характера, не обладает силой юридического документа.

Революционная социальная технология

Предлагаемая технология позволяет легко запротоколировать в наглядной для восприятия форме достигнутые договоренности, результаты совещания, трудовое соглашение или результаты аттестации, распоряжения и др. В случае использования электронной подписи или её аналога, произнесенные перед веб-камерой или смартфоном условия соглашения будут иметь силу письменной сделки в силу п. 2. ст. 160 ГК РФ (аналогичные нормы есть в гражданских кодексах др. стран) и станут основанием для возникновения, изменения, прекращения юридических прав и обязанностей, что обеспечивает требуемую временем динамику хозяйственной деятельности, способствует быстрому и неформальному разрешению споров в ряде деловых и социальных сфер.

Право на судебную защиту в режиме гибернации - нет, стремительной эволюции! 

Между тем в эпоху глобализации и массового доступных устройств для создания и передачи информации открывается благоприятная возможность создания  персонализированного контента, отвечающего нуждам граждан в ряде социальных  сфер. Развитию этого способа социального взаимодействия, более гуманистичному и наглядному, чем обмен письменными документами,   по мнению автора,  препятствуют   не технические аспекты (пропускная способность каналов), а господствующие в обществе стереотипы относительно исключительной роли письменного документа в обществе. А также сопротивлением тех агентов и социальных институтов, которые не заинтересованы в эффективном диалоге с гражданским обществом.

В современном обществе всё большее значение приобретают социальные сети, электронные способы обмена информацией и видео контент. С позиции пост-модернисткой теории нарратив, дискурсы [1] играют важное значение в жизни людей. Уже сейчас массово доступные технологии позволяют создавать аунтифицированный видеоконтент, отвечающий нуждам конкретного заявителя. Будучи разделенный на короткие клипы и размещенный в глобальной сети этот контент может существенно преобразовать. социальные отношения.


Потребность в документообороте с использования мудьтимедийного контента наравне с письменным текстом необычайно высока в обществе. В числе стимулирующих факторов можно отметить: стремительные социальные изменения, мобильность граждан, рост числа конфликтов, конкуренция правовых систем и др. Важно отменить, что хотя видео контент проникает в деятельность судов [2], размещается на сайте новостных агентств, правительственных и неправительственных организаций, но ему отводится лишь вспомогательная роль в сравнении с письменными документами. Кроме того, видео-контент не имеет персонализированного характера, не отвечает запросом конкретного заявителя.

Коронавирус бросает вызов современому обществу

Господствующие социальные практики и традиционные институты предполагают обязательное участие профессиональных агентств в создании видео контента, обладающего потребительской ценностью, что что сопряжено с немалыми расходами на аппаратуру, рендеринг и др. что сужает круг потенциальных авторов видео контента. Частные лица, малый бизнес, неправительственные организации производят и распространяют видео- контент преимущественно в развлекательных, культурных, рекламных и др. целях: музыка, танцы, досуг, обучающие курсы.

 


Такое положение дел вызвано доминирующими в современном обществе стереотипами о необходимости использования студийного оборудования либо оборудования для организации телемостов, обязательного наличия технической квалификации у пользователей, доступностью высокоскоростных каналов связи (100 Мб. и более) для свободой передачи видео контента и др. Но стремительное распространение сетей передачи данных, персональных и планшетных компьютеров, смартфонов, а также специализированных программ для организации видео-конференсвязи создают благоприятные предпосылки для существенного изменения способов социальных коммуникаций.


Ломая барьеры

Барьером на пути институциализации новых видов социального взаимодействия, а именно в использовании видео документа наравне с письменным документом, являются традиционные институты современного общества. Отсутствие юридической силы устных ответов госорганов на обращения заявителей — лишь одно из подтверждений данного тезисы (“слова к делу не пришьешь”).

 

Категории субъектов

Недостатки способа социального взаимодействия

Новостные провайдеры

не имеет персонализированного характера, не отвечает запросам конкретного заявителя

Учебные заведения

создается преимущественно преподавателями, на внешних носителях данных, реже передается через каналы телекоммуникаций либо загружается в сеть на видео-хостинг;

Частные лица и шоу-бизнес

преимущественно в развлекательных, культурных, рекламных и прочих целях

Руководство страны, крупные политики, отвечающие на вопросы граждан.

формат телемоста и строго заданные временные рамки заставляют либо ограничивать количество обрабатываемых вопросов, либо отвечать обобщенно на типовые вопросы

Государственная судебная система

использование видео-конференц-связи в системе арбитражных судов РФ и Мосгорсуде не позволяет участнику самостоятельно выбирать окно для просмотра видео-информации, исключает возможность одновременной трансляции документов, рисунков и слайдов наряду с продолжением диалога (данный вид связи в системе российских арбитражных судов — это система одного переключаемого окна. Она не рассчитана на проведение «мозговых штурмов», поведение сторон «сковано» процессуальными кодексами, регламентами, лишает их доступа к видео-архиву отснятых клипов и документов)

Таким образом, в современном обществе востребован персонализированный видео-контент отвечающий запросам конкретного агента социального взаимодействия. Сейчас же в Глобальной Сети представлена в избытке информация отвлеченного содержания, безадресная, оглупляющая, манипулирующая - другими словами наносящая вред обществу.

 


Поскольку в современном обществе высока ценность видео контента, размещенного в глобальной сети Интернет, аунтифицированного и релевантного обсуждаемой проблемной ситуации, будь то заключение сделки, урегулирование конфликта, оказание деловых, социальных либо государственных услуг, мы предприняли эксперимент, направленный на удовлетворение данной потребности, творчески развивая общеизвестные образовательные технологии [3, 4] и технологии онлайн разрешения споров [5-7] и расширяя сферу применения этих технологий.

Ссылка 

 


Процесс создания персонализированного видео-контента насчитывает следующие этапы:


1) Автоматическая запись сессий диалога / медиации / судебного заседания / гос. услуги непосредственно с помощью веб камеры и акустической системы штатными программами операционной системы;
2) Квантизация (автоматическая нарезка) видео потока на смысловые фреймы (можно задать автоматический режим создания нового видео клипа каждые 2-4 мин. в зависимости от динамики сюжета и социальной ситуации (далее для простоты - фрейм). Автозагрузка фреймов на хостинг в сеть Интернет на выделенный канал в режиме защищенного доступа.
3) Фильтрация «информационного шума» при необходимости конкатенация смежных фреймов. Перерывы в работе, перелистывание страниц, паузы и т.п. сильно рассеивают внимание Этот информационный шум должен быть удален. Здесь же возможна конкатенация смежных фреймов. (На практике на 2 - 3 часа съемок возникает потребность в конкатенации не более 2-3 фреймов);
4) Аннотирование, индексация и автоматическое распознавание речи (титры создаются автоматически например в YouTube на английском языке, с некоторыми потерями качества — на русском).
5) Агрегирование. Группировка фреймов в списки, с помощью ключевых слов, тэгов, ключевых полей, ассоциативных связей и др. Для последующего поиска иллюстраций, а также видео с помощью распознавания образов и «видео слов» [8].
6) Определение режима доступа к полученным фреймам, для личного, ограниченного разделяемого, группового или открытого доступа.
7) При необходимости — аутентификация фрейма, т. е. сопровождение его квалифицированной электронной подписью (КЭП), вставка фрейма в письменный документ либо документооборот видео фрейма наравне с письменным документом.


В результате описанных этапов мы получаем мощный инструмент для создания информации нового качества, обладающей ценными потребительским свойствами. Устные сделки в социальной сфере и устные коммуникации граждан, организаций с органами власти приобретают юридическую силу и могут стать прочной основой для социального взаимодействия наравне с привычными юридическими документами. Это и есть персонализированный контент, отвечающий нуждам участников конфликтной, или говоря более широко, социальной ситуации. С юридических позиций фрейм — это и есть документ, сделка, обращение либо запрос. Если фрейм релевантен обсуждаемой конфликтной ситуации, то он обладает потребительской ценностью — он может стать квантом социального взаимодействия, и напротив, основной поток информации в современном мире представляет собой информационный шум, т. е. Продукт сомнительного качества и зачастую даже вредный. Когда смысловой фрейм видео клипа соответствует обсуждаемому контексту, (релевантный контент), обеспечиваются особенно эффективные условия для коммуникаций и рефлексии.
С технической тчк. зрения гиперссылка компактна и не приводит к ощутимому увеличению объема документа, который может быть легко передан по электронной почте, приобщен - «подшит» к бухгалтерской программе, в архив заключенных сделок, в базу данных делопроизводства и в городской архив или государственный реестр для учета прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отснятый контент, будучи прокомментированный и загруженный на видео-хостинг [10,11] в открытом или ограниченном доступе представляет собой ценный ресурс для последующего группового анализа. Возможна индексация и ссылки и ставка видео-контента в документы с помощью средств HTML и несложной базы данных по ключевым словам поиска и тематическим каналам. Сообщество экспертов — это конкретное социальная группа, на которую ориентирован фрейм, производит селекцию удачных содержательных видео клипов, отфильтровывая ненужное. Таким образом создается информация, обладающая потребительской ценностью.
Описанная социальная технология опирается на общераспространенное оборудование, доступные сети коммуникаций и её новизна находится больше в социальной плоскости, чем в технической. Сфера возможного применения описанной социальной технологии - деловые переговоры и разрешение конфликтов, путем переговоров, медиации, арбитража и др. альтернативных методов, а также для проведения имитационных сессий медиации (симуляционные сессии) для электронного обучения eLearning медиации [12], конфликтологии и др. альтернативным методам разрешения конфликтов.
ODR — Online Dispute Resolution, Арбитраж и медиация онлайн описаны в литературе [6,7]. Однако без возможности передачи невербальной информации за счет мимики, жестов и без систематической работы с архивом отснятого видео контента, размещенного в Глобальной сети и его активным использованием в ряде социальных сфер, что представляет наибольший интерес и отвечает вызовам современного общества.

 


Отличительные черты авторской социальной технологии


1. разделяемые в процессе диалога ресурсы быстро загружаются на видео и др. хостинг для последующего анализа, конструктивной критики непосредственно в течение одного занятия, сессии;
2. экс-территориальный, дистанционный характер сессий диалога, с возможностью. интерактивного взаимодействия как в режиме реального времени, так и асинхронно с помощью форумов, тестов заданий с упором на видео-контент [13];
3. синтез наряду с речью невербального взаимодействия  участников диалога без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы; интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения;
4. одновременная передача изображения наряду с обсуждаемой текстовой, графической,  звуковой и видео информации участникам диалога;
5. структурированный процесс диалога участников, использование медиативных техник под управлением модератора или медиатора, возможность управления фокусом внимания, поддержки образцов конструктивного взаимодействия, нарративный подход ;
6. возможность работы двух и более со-ведущих (ко-медиаторов), разделяющих единые правила и процедуры взаимодействия;  
7. возможность проведения конфиденциальных кокусов и пре-кокусов в режиме реального времени с избранными участниками;
8. акцент на релевантный видео сюжет обсуждаемым вопросам в форуме, задании, тесте. Группировка большого числа видео сюжетов с помощью созданных списков, библиотек, баз данных с возможностью индексирования и поиска по ряду ключей (буквенно — цифровые выражения, даты, математические формулы)
9. возможность  проведения «мозговых штурмов» благодаря активной вовлеченности участников, их со-авторству в создании разнообразного контента, как текстового, так и аудио-видео.
10. стимулирование спонтанности  и творческого поиска, нахождение наилучших вариантов разрешения проблем,  совершенствования профессиональных техник в работ  и обучении.

Автор испытал изложенную социальную технологию на практике в сферах:

 

• Медиация и разрешение международных конфликтов онлайн;
• Заключение сделок;
• В сфере деловых услуг;
• В сфере дистанционного образования и проведения групповых тренингов;
• В сфере международных научных конференций;
• Для организации телемостов с др. городами и странами;
потенциально возможные сферы применения:
• В сфере социальных услуг;
• В сфере оказания государственных услуг и др.

Представим себе, какие социальные сферы получат толчок для развития благодаря рассматриваемой социальной технологии? Данная технология позволяет легко запротоколировать в наглядной для восприятия форме достигнутые договоренности, результаты совещания, трудовое соглашение или результаты аттестации, распоряжения и др. В случае использования электронной подписи или её аналога, произнесенные перед веб-камерой или смартфоном условия соглашения будут иметь силу письменной сделки в силу п. 2. ст. 160 ГК РФ (аналогичные нормы есть в гражданских кодексах др. стран) и станут основанием для возникновения, изменения, прекращения юридических прав и обязанностей, что обеспечивает требуемую временем динамику хозяйственной деятельности, способствует быстрому и неформальному разрешению споров в ряде деловых и социальных сфер.

Интересно отметить, что описанные выше видео-фреймы идеально подходят для уплотнения положительной истории взаимодействия конфликтующих сторон. (Монк и Уинслейд [1]), являясь практическим инструментом для воплощением концепции фрейминга и рефрейминга Грегори Бейтсона [14].


Заметим, что медиацию между разъяренными супругами, преступником и жертвой безопаснее урегулировать не в кабинете с «тревожной кнопкой» и «конспиративными явками», как рекомендует Лиза Паркинсон [15]- семейный медиатор из Англии, а онлайн, когда контрагенты находятся в разных кабинетах и общаются через веб-камеру. Массово распространенный скоростной интернет и большие экраны обеспечивают высокое качество связи и условия для вербального и невербального взаимодействия.


В фокусе внимания Большого брата?

Общеизвестные информационные технологии защиты персональных данных позволяют обеспечить надежную защиту от несанкционированного доступа (например штатными средствами операционных систем Unix, Linux, системами управления базами данных ORACLE, MySQL и др.). Тем не менее западный мир охватила истерия по поводу тотальной несанкционированной слежки за пользователями Сети. Большой брат из Оруэлловской антиутопии «1984» снова пугает цивилизованный мир. Представляется, что скандал Эдварда Сноудена обусловлен больше социальными причинами, чем технологическими: отсутствием действенного гражданского контроля над провайдерами данных и спецслужбами. Между тем, преимущества видео- протоколирования сессии медиации заключаются ещё и в том, что спорящим сторонам легче совместно пересочинять альтернативную историю, просматривая позитивные сюжеты и фокусируя внимание на конструктивном взаимодействии, отыскать и закрепить «островки» конструктивного взаимодействия в общем море конфликта.


Данная социальная технология позволяет организовать групповую работу в бизнесе, в сфере государственных и социальных услуг на качественно новом уровне, способствует деловой активности и созданию рабочих мест в малых городах и отдаленных районах.

При этом автор отдает себе отчет в том, что далеко не все государственные служащие готовы к диалогу онлайн с гражданами — привычнее «спрятаться» за «витиеватыми» документом, чем дать устный ответ под видео-протокол.

 

С данных позиций большинство видео протоколов судебных заседаний и совещаний органов государственной власти отличаются высокой энтропией, поскольку содержат много информационного шума, не имеющего отношения к обсуждаемой социальной ситуации. Объясняется это порою использованием специальной лексики и регламентов, но на деле зачастую является барьером в реализации гражданских прав. Описанная социальная технология позволяет в наглядной форме выделить квант социального взаимодействия и произвести объективный анализ ценности информации, а следовательно принятого управленческого решения, для конкретной социальной группы.
В конечном счете, системы государственного и корпоративного управления, разрешения споров, основанные на традиционном документообороте, не удовлетворяют запросам пост-индустриального общества. «Устный» диалог граждан с органами власти должен стать неотъемлемой частью электронного правительства, для формирования отношений доверия и в конечном счете для обеспечения легитимности власти.

Ссылки


1. Дж Монк и Дж. Унинслейд. Нарративная медиация. М., 2010.
2. См. сайт Высшего арбитражного суда РФ http://www.arbitr.ru/
3. Golann, “Using Video to Teach Negotiation and Mediation”, Dispute Resolution Magazine, Winter 2007, p. 8-11,
4. Benjamin & Adler, “Reel Negotiation: The Good, The Bad, And The Ugly: Reflections Of Negotiation And Mediation In Film”, (October 2006)
5. Rabin, “Making and Using Films to Teach Negotiation”, (June, 2010) Program on Negotiation at Harvard Law School
6. O’Neil, “How I Learned to Stop Worrying and Love the Camera: Video in Negotiation Pedagogy”, (May, 2011) Program on Negotiation at Harvard Law School
7. Virtual Mediation Lab см. проект Джузеппе Лионе есть перевод на русский язык см. пост «Виртуальная лаборатория медиации» в twitter.com на странице автора @edogovor
8. См. эксперимент «Остров» по революционному изменению поиска видео информации. Александр Месаркишвили «Яндекс» значительно расширяет возможности своего поиска // Газета «Коммерсант» 26 Июля 2013 г.
9. Vimeo.com популярный сервис, объединяющий в себе видео хостинг и средства для управления продвижения видео контентом, со штаб квартирой в Нью Йорке все права защищены LLC VIMEO's Copyright Agent
10. YouTube.com - Веб-сайт YouTube, основанный в феврале 2005 года, позволяет миллиардам пользователей находить, просматривать и делиться ранее созданными видеороликами. Права принадлежат YouTube, LLC, США
11. Google Docs позволяет хранить файлы в Интернете и на жестком диске, а также получать к ним доступ откуда угодно, даже если вы находитесь в дороге. ©2012 Google
12. Robert Smith Teaching Videos in Mediation Training: Why Use Them and How To Do it Well (9/21/12)
13. Примеры имитационных сессий медиации в режиме онлайн см. на www.2АРС.РФ, www.youtube.com/eMediator1, www.youtube.com/eDogovor.
14. Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. Д. Я. Федотова, М. П. Папуша. - М.: Смысл, 2000.
15. Лиза Паркинсон «Семейная медиация» Год выпуска: 2010 ISBN: 978-5-98872-012-6

Марат Александрович Авдыев, директор Союз Сибирский Центр медиации