Интеллект собств.

Коммерциализация детской мечты

Содержание материала

Достояние нашеГосударство не намерено разбазаривать национальное достояние . 15 мультипликаторов выступили в прессе с открытым письмом, в котором поставили под сомнение законность подписания ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм" лицензионного договора с Российской фабрикой мягкой игрушки "Комета Плюс" (товарный знак Fancy).

Учитывая общественный интерес к этой теме, мы решили более тщательно разобраться в том, кому принадлежат права на использование персонажей всенародно любимых мультфильмов, ранее созданных на киностудии "Союзмультфильм".

Обладатель исключительного права

на мультипликационные фильмы ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм" (старое название - киностудия "Союзмультфильм") одновременно признается и обладателем исключительного права на их персонажи, и персонажи эти могут использоваться предприятием по своему усмотрению любыми возможными способами, в т.ч. отдельно от мультипликационных фильмов.  

"Герои мультяшек покидают пиратский корабль"

Специалист в области авторских прав, профессора кафедры гражданского права ГУ-ВШЭ, заведующего кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института международной торговли и права, доктор юридических наук Э.П. Гаврилов дает свое заключение 

Авторские права на персонажи аудиовизуальных произведений

 Настоящее правовое заключение дает ответы на вопросы о том, каково содержание авторских прав на персонажи аудиовизуальных произведений и какое лицо является владельцем этих авторских прав.

 Определение аудиовизуального произведения содержится в пункте 1 ст. 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК): "Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации".

 

Из этого определения следует, что аудиовизуальное произведение, во-первых, всегда создает иллюзию движения при его просмотре с помощью технических средств и, во-вторых, всегда зафиксировано на каком-либо материальном носителе.

 

Наиболее характерные виды аудиовизуальных произведений - это кинофильмы, телефильмы и телепрограммы. При этом понятие "фильм" включает в себя и мультипликационные фильмы (рисованные, постановочные и др.).

 

Содержание и объем авторских прав,

возникающих на аудиовизуальные произведения, дается в главах 69 и 70 ГК.

 Как следует из норм, содержащихся в статьях 5 и 6 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон 231-ФЗ), в настоящее время в России получают охрану по авторскому праву все созданные в России (СССР) аудиовизуальные произведения (в том числе - кинофильмы и телефильмы), которые были созданы в 1939 году или позже. Иначе говоря, кинофильмы, созданные в СССР до 1939 года, в настоящее время в России авторским правом не охраняются.

 

Часть 4 ст. 5 Закона 231-ФЗ устанавливает: "Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения".

 

В дальнейшем мы рассмотрим авторские права только на те кинофильмы, телефильмы и иные аудиовизуальные произведения, которые были созданы (вышли в свет) в период с 1 октября 1964 года по 2 августа 1992 года, то есть в период действия ГК РСФСР.

 

В соответствии с частью 1 ст. 486 ГК РСФСР "авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку".

 

Это положение действовало с 1 октября 1964 г. по 2 августа 1992 г. и, следовательно, применялось ко всем советским фильмам (а с 25 декабря 1991 г. - ко всем российским фильмам), созданным (вышедшим на экраны) в тот период.

 

Это положение сохраняет свое значение и в настоящее время: автор произведения определяется и ныне "в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения" (ч. 4 ст. 5 Закона 231-ФЗ).

 

При этом содержание и объем прав этого автора определяются на основе действующего ГК: это вытекает из части 2 ст. 5 Закона 231-ФЗ. Более того, об этом прямо говорится и в части 2 ст. 6 Закона 231-ФЗ: "Авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года [исчисляется следующим образом]... К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой кодекса. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений".

 

Поскольку юридическое лицо, осуществившее в рассматриваемый период времени съемку кинофильма, телефильма или иного аудиовизуального произведения, в настоящее время считается автором этого произведения, то это означает, что именно этому юридическому лицу принадлежат все авторские права, которые закрепляются в ГК РФ, в частности, право авторства и право на имя (ст. 1265 ГК), право на неприкосновенность произведения и на защиту произведения от искажений (ст. 1266 ГК), а также исключительное право на произведение (ст. 1270 ГК).

 

Говоря об объеме этих прав и констатируя, что авторское право юридического лица полностью приравнивается к авторскому праву гражданина - творца произведения, следует особо подчеркнуть положение, содержащееся в пункте 7 ст. 1259 ГК: "Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи".

 

Теперь мы подошли к охране персонажей - того объекта, который упоминается в заголовке настоящего заключения.

 

Под термином "персонаж" обычно понимается действующее лицо в художественном или драматургическом произведении, в жанровой живописи и т.п.

 

"Википедия" (энциклопедия, размещенная в Интернете) определяет персонаж как действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т.п.

 

"Персонаж" - действующее лицо, герой характеризуется своими действиями. Обычно персонажи делятся на "положительные" и "отрицательные", "добрые" и "злые", "справедливые" и "несправедливые", "приятные" и "неприятные" и т.п.

 

Но в авторском праве все эти характеристики персонажей сами по себе значения не имеют и не могут иметь.

 

Это объясняется тем, что авторское право охраняет произведения "независимо от [их] достоинств" (п. 1 ст. 1259 ГК) и не распространяется на "идеи", "принципы", содержащиеся в произведении (п. 5 ст. 1259 ГК).

 

Следовательно, авторское право может распространяться лишь на форму представления (выражения, отражения, изображения) персонажа в произведении.

 

Вообще общепризнано, что авторское право распространяется только на форму произведения, но не охраняет содержание произведения. Это общее правило распространяется и на охрану персонажей: авторское право охраняет форму персонажа (в отношении персонажа фильма - зрительный образ персонажа), но не охраняет морально-нравственные характеристики персонажа.