Интеллект собств.

Советские бренды - фронт работы для медиатора

Содержание материала

ПарадоксПарадокс: у некоторых лиц появляются исключительные права на Советские бренды: "Аленка", "Птичье молоко", "Столичная", "Советское шампанское", "Антигриппин", "Байкал". Другие же вынуждены защищать права на интеллектуальную собственность «с боями»: например Антигриппин. Роспатент и ФАС полемизируют. Роспатент не определился по вопросу прав на советские бренды. А это значит, что профессиональный посредник- медиатор не останется без работы.

 

Уже второй год российские компании-производители ведут упорную борьбу за название Антигриппин - одного из самых популярных препаратов против гриппа и простуды, которая началась в результате его монополизации ЗАО "Натур Продукт Интернэшнл".

Письма счастья

Напомним, что в середине лета прошлого года ЗАО "Натур Продукт Интернэшнл", занимающаяся среди прочего импортом и торговлей лекарственных препаратов, производимых зарубежными компаниями, в том числе препарата Антигриппин, направила оптовым компаниям и аптечным организациям письма с требованием прекратить закупки и продажи лекарственных средств российских производителей, в названии которых используется слово Антигриппин.

Свидетельство на товарный знак Антигриппин

Основанием для таких требований стало свидетельство на товарный знак Антигриппин, выданное в апреле 2010 года Федеральной службой по интеллектуальной собственности, возглавляемой в то время и поныне Б.П. Симоновым

В этой связи следует отметить, что препарат с указанным названием, является советским наследием и советским брендом, который получил свое широкое распространение и признание в 70-е годы прошлого столетия после того, как разработанная ВНИИ гриппа МЗ СССР формула комбинированного препарата под названием "антигриппин", показала высокую эффективность в лечении острых респираторных заболеваний и гриппа. В результате чего аптеки стали выпускать лекарственный препарат антигриппин на территории всего СССР.

На распутье

Однако позиция Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) к вопросу о принадлежности и правах на так называемые "советские бренды" не является однозначной и прозрачной в отличие от подхода к данному вопросу ФАС России. Так, в своих заявлениях СМИ ФАС высказывает позицию, согласно которой российские компании, десятилетиями выпускавшие известные и популярные в период существования СССР товары (конфеты, сигареты, лекарства, спиртные напитки и т.п.) имеют полное право на продолжение их выпуска под теми наименованиями, которые использовались ими и ранее.

Роспатент никак не может определиться

по вопросу прав на советские бренды. Позиция ведомства постоянно меняется. Так, в регистрации товарного знака Беломорканал служба отказывает, также, как на протяжении многих лет с 1997 года неоднократно отказывала отечественным производителям (Антивирал, Арника, Щелковский витаминный завод, Татхимфармпрепараты и т.д.) в регистрации слова антигриппин в качестве товарного знака. Однако, когда речь идет о регистрации таких же советских брендов, заявки на которые подаются определенными достаточно "весомыми" субъектами позиция ведомства меняется и мы уже видим, что у некоторых лиц появляются исключительные права на названия "Аленка", "Птичье молоко", "Столичная", "Советское шампанское", "Антигриппин", "Байкал" и прочие.

В тоже время все производители могут выпускать пиво "Жигулевское", колбасы "Докторская", "Московская", "Краковская" и т.д. без каких-либо ограничений.

Эти товары могут изготавливать многие производители, которые, конкурируя друг с другом, предоставляют потенциальному покупателю право выбора лучшего товара, соответствующего вкусам каждого потребителя, и выбор которого осуществляется свободно без искусственного ограничения количества производителей путем монополизации и закрепления прав на название одним лицом.

Примечательно, что в большинстве случаев монополизация советских брендов происходит со стороны компаний, либо созданных при участии иностранных инвесторов, либо имеющих в качестве участников (акционеров) значимых и авторитетных деятелей.

В качестве примера можно привести кондитерскую отрасль, в которой многие советские бренды оказались сконцентрированы в руках нескольких столичных компаний, выступающих сегодня в роли координаторов на кондитерском рынке страны.

 конфеты-суфле "Птичье молоко".

Любому россиянину хорошо известен суперпопулярный советский бренд - конфеты-суфле "Птичье молоко". Когда-то их выпускали многие отечественные кондитерские предприятия - от Прибалтики до Дальнего Востока. Сейчас же монопольным правом на производство этих сладостей владеет фабрика "Рот Фронт", входящая в московский холдинг "Объединенные кондитеры". Хотя, как отмечают СМИ, один из самых удачных рецептов на основе водоросли агар-агар был разработан еще в советское время группой специалистов фабрики "Приморский кондитер" из Владивостока.