Медиация G2C G2B

Бизнес против коррупции

Содержание материала

О благотворительных взносах, барщине и самоуправстве.

Каждый год администрация Заболотного района г. Глупова угрожает малым предприятиям, имеющим торговые киоски, что уберет их с арендуемых земельных участков при помощи автокрана и милиции. В качестве условий продолжения аренды выступают «благотворительные» взносы, бесплатная уборка территории, существенно превышающей далеко за пределы торговых точек.
Итак, семейный бизнес — ООО «Одуванчик» вот уже 15 лет ежегодно, а иногда и чаще, получает уведомление о сносе киоска площадью 6 кв. м. Последний договор аренды участка от 10 ноября 2007 г. действовал в течение 11 мес., а 6 мая 2008 г. общество получило уведомление о сносе киоска. Дело в том, что районная администрация изъяла под газон земельный участок площадью 9 кв. м. вопреки его целевому назначению. Координация действий должностных лиц, органов милиции и «приближенных» муниципальных предприятий была отработана до совершенства. В ход пошли автокран для перемещения киоска с находящимся в нем товаром, а также обрыв электрических проводов. Чиновники принуждали предпринимателей платить «благотворительные взносы» на социально-экономическое развитие района, ухаживать за газонной травой на территории, далеко простирающейся за пределы зоны уборки. В качестве условия подписания договора администрация района безосновательно включила в него пункт о задолженности ООО «Одуванчик» на сумму 100 тысяч рублей в пользу мэрии г. Глупова.

По ранее заключенным договорам краткосрочной аренды земельного участка ООО «Одуванчик» задолженности не имело, что подтверждено актами сверки расчетов. Взимание платы за «фактическое нахождение» киоска на земельном участке недопустимо, поскольку это противоречит п. 609 ГК РФ и ст. 22 ЗК РФ, а пересмотр цены аренды задним числом за 4 года так называемого «фактического нахождения» не соответствует понятию договорного обязательства и деловой этике.
Практика ежегодного продления краткосрочных договоров аренды на протяжении 15 лет создает обширные возможности для злоупотреблений и коррупции. Количество согласований превышает разумные пределы. Например, лист согласований размещения временного объекта (холодильников для прохладительных напитков) насчитывает 12 подписей, а ведь речь идет об участке площадью всего 2 кв. метра!

<Из краткого курса бюрократа-мздоимца>
Вы даже не представляете, сколько «барщины» отработать и благотворительных взносов уплатить могут предприниматели за право размещения временных объектов розничной торговли на территории России-матушки!

И вот ООО «Одуванчик», после 15 лет аккуратной выплаты «оброков» и отработки «барщины», взбунтовалось. Директор после консультации с юристом направил 2 иска в суд с требованием вернуть обществу именно тот участок, о котором идет речь в договоре, и обеспечительных мер в виде запрета районной администрации обрезать его киоск от электрических проводов, приказ главы районной администрации он стал оспаривать как незаконный ненормативный акт. Более того, директор направил в адрес мэрии города и в администрацию района требование о компенсации стоимости работ по уборке территории за период с июня 2008 г. по август 2008 г. По рыночным ставкам предприятия «За чистые улицы города Глупова» стоимость работ плюс экономия на спецодежде и приобретение стометрового шланга составили 150 тысяч рублей.
Согласно ст. 1102, 1105 ГК РФ указанная сумма должна быть возмещена ООО «Одуванчик» в качестве компенсации как, потерпешему. Лицом, которое неосновательно сберегло имущество (бюджетные средства) за счет потерпевшего, как нетрудно догадаться, является все та же мэрия г. Глупова. Принимая во внимание массовую практику возложения «барщины» на малый бизнес Заболотного района города Глупова, директор ООО «Одуванчик» предположил недоиспользование государственных бюджетных средств, а также их нецелевое использование.

<Из краткого курса бюрократа-мздоимца>
Стимулируйте бизнес оплачивать и отрабатывать то, что уже финансируется из бюджета. В этом заключается эффективность нашей работы, а хорошие результаты, как известно, хорошо поощряются.
Да, самое главное, — предприниматели должны все это делать добровольно и от души!

Податель жалобы не располагает отчетностью об общей сумме сбереженных бюджетных средств за счет благотворительных взносов и неосновательного обогащения администрации за счет бесплатных работ предприятий малого бизнеса. Такая отчетность, по мнению руководителя ООО «Одуванчик», если и существует, то не является публичной в отличие от бюджета района. Следовательно, это создает благоприятные возможности для злоупотреблений.
Для подтверждения (опровержения) этого достаточно исследовать общую сумму «благотворительных взносов» и оценить по рыночной стоимости объем бесплатных работ в пользу администрации со стороны малого бизнеса. С этой целью директор ООО «Одуванчик» направил также жалобу в контрольно-ревизионное управление.


Продление краткосрочного договора аренды зависит от прихоти должностных лиц и установления с ними личных отношений. Это вошло в практику работы администрации. Несогласные субъекты предпринимательства быстро разоряются.
Остается добавить, что руководитель ООО «Одуванчик» обратился в милицию с заявлением о самоуправстве чиновников, по указанию которых у киоска обрезали электрические провода, а сам киоск тащили автокраном не только с товаром, но и с находящимися в нем людьми. Какой будет ответ? Разумеется, «нарушений не выявлено». Впрочем, для доказательства правоты и торжества закона директору ООО «Одуванчик» предстоит такой же долгий и замысловатый путь, как гражданину Петрову с его «бесплатной» приватизацией.