Потребит. сфера

Кража в супермаркете и примирение

Распродажа, Sale!Интернет пестрит советами юристов на тему кража в супермаркете. Это социальное явление имеет две стороны. Да, россияне, погрязшие в долгах и ипотеках не упускают случая стянуть что то с красивых полок магазина под искушением рекламы. Среди тех, кто совершил мелкое хищение впервые есть и законопослушные граждане. Специально для них устраивается «показательная порка». Администрация магазина преследует в уголовном порядке именно обычных рядовых граждан за смехотворные суммы. И здесь открывается «другая сторона медали»: чрезмерное наказание, месть. Теряет всё общество, в целом. Чем может помочь примиритель?

 

Обыкновенная история.

Светлана, работник детского дошкольного учреждения, находясь в магазине с 14- летним знакомым подростком, отчасти для забавы, отчасти из-за безденежья, усугубленного ипотекой попыталась вынести из торгового зала «бытовые мелочи». Всё происходящее записала видео камера, а также зафиксировал наметанный глаз охранника, который по мелким штришкам портрета угадал в Светлане ту самую категорию покупателей, которая пытается что то утащить. Сразу за кассой в торговом зале магазина Светлану поджидал не только сотрудник вневедомственной охраны, но и полицейский, как бы случайно оказавшиеся на месте преступления. Был составлен протокол. Светлану доставили в отделение полиции. для установление личности и совершения всех процессуальных действий. При этом должностные лица вели себя достаточно бесцеремонно они сразу заклеймили Светлану воровкой и угрожали сообщить по месту работы, что для случая Светланы равносильно потере работы. Светлане не давали принимать лекарство после перенесенной операции и отправлять естественные надобности в течение долгих трех часов в ночное время. После перенесенного стресса у Светланы возникли осложнения со здоровьем и даже гипертонический криз — вызывали скорую помощь.

Несоразмерное наказание

Приглашенный посредник обратил внимание на возможность примирительных процедур, заглаживание причиненного ущерба путем перечисления 1500 руб. на счет супермаркета либо внесения в депозит нотариуса, если супермаркет откажется принимать деньги либо вернет их. Кроме того, обращаясь к объективным критериям, т. е. Закону, профессиональный посредник заметил, что здесь уместнее говорить об административном («мелкое хищение»), а не уголовном правонарушении.
Для сравнения:

Сумма ущерба

Уголовная ответственность

Административная ответственность

1700 руб.

80 000 руб.

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

 

до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

Разве спосоставимы полторы - две тысяси рубрей с суммой 80 000 руб.? Разве оправлано заключать под стражу за кразу колготок и парфюмерии?

Заметим, что хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей.


В данном случае несколько превышен этот предел по отпускным ценам магазина. Между тем, необходимо исходить по закупочным ценам, указанным в накладных от поставщиков. Кроме того, в случае Светланы произошла подготовка к преступлению, его частичное осуществление, но пределы магазина Светлана не покинула, от дачи показаний Светлана не отказывалась, вещи вернула, т. е. способствовала раскрытию преступления. Хищение не относится к тяжким преступлениям. И поэтому под большим вопросом находится сама принципиальная возможность привлечения к уголовной ответственности.

Процедуры

В отношении Светланы были нарушены элементарные процедуры в ходе задержания: психологическое давление, оскорбления. И такой сюжет типичен для случая рядовых граждан. Протокол, Светлане не передали, ФИО и должность дознавателя не сообщены, ФИО понятных Светлана не запомнила.
Между тем, ст. 25 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусматривает возможность примирительных процедур. Много сказано о медиации в уголовном процессе, но увы она здесь почти не практикуется.

Решение проблемы

1. заключается в реализации прав Светланы как подозреваемой: на получение информации об уголовном деле, на возможность заявления ходатайств, заявлений, на возможность заглаживания причиненного ущерба.
2. Далее Светлана перечислила 1700 руб. по реквизитам расчетного счета магазина и принесла искренние извинения Администрации магазина в письменной форме и выслала их заказным письмом.
3. Наконец, Светлана подала ряд ходатайств и заявлений в Оперативный отдел, где рассматривалось ее дело, попросив окончить уголовное дело.


Заключение

Из официальной судебной статистики известно, что лишь жалкие проценты уголовных дел завершаются оправдательными приговорами. В Российской правосудии главенствует карательный уклон, о чем много писали специалисты. Вместо наращивания тюремного населения, стигмации (т. е. навешивания ярлыков преступника) впервые оступившихся граждан очень уместны медиация, примирение сторон.
Не секрет, что супермаркеты не горят желанием идти на примирительные процедуры. Есть специальные технологии мягкого принуждения: запрос статистики возбужденных уголовных дел по инициативе супермаркета, требования ответов на вопрос, почему государственный служащий — полицейский дежурит на территории частного супермаркета? Обжалование действий должностных лиц, которые слишком ревностно преследовали Светлану, не давая принять лекарство и отлучиться из комнаты.

 

Но главное, хорошо быть сделать медиацию обязательной по такой категорией дел. Выиграют от этого как государственные органы, у которых появится время заняться поимкой настоящих преступников — рецидивистов, очевидно выиграют законопослушные граждане, оступившиеся впервые, выиграет и сам магазин, который получит быстрое материальное возмещение ущерба, вместо долгого уголовного преследования и соблюдения всех формальных процедур с изъятием товара в качестве вещдоков и т. д.