Обучите сотню корпоративных медиаторов

Содержание материала

ПреподавателиПодготовка корпоративных медиаторов позволит компании защититься от недружественных контрагентов - поставщиков, подрядчиков, дилеров, эффективно работать с клиентами, снизит риск репутационных потерь.  Переговорные технологии очень востребованы в эпоху коммуникаций.  На рынке предлагают много курсов по ораторскому искусству, но с позиции индустриального подхода к переговорам их ценность сомнительна.

 

Вам нужны не ораторы, а эффективные переговорщики

Хороший оратор тешит собственное самолюбие. Корпоративный медиатор - переговорщик защищает бизнес от конфликтов, предупреждает неблагоприятное развитие трудовых отношений в организации, повышает шансы заключения эффективных сделок с контрагентами. Исследования различают ситуационный подход к переговорам (талант, везение, удача) от индустриального (регламенты, корпоративный опыт, преемственность) .  Таких специалистов сложно подготовить по шаблонным презентациям в Power Point - нужны storyteklling и развитие лидерских качеств.

Сформируйте группу экспертов,  используйте eLearning 

Если Ваш бизнес имеет филиалы в разных городах и странах, то выбор электронных дистанционных технологий образования позволит сократить расходы на бюджет образовательного проекта. Сформируйте группу экспертов, которые в течение недели проведут занятие в учебной аудитории, запишите несколько сотен коротких видео клипов, загрузите их в  обучающую программу на базе современных обучающих платформ. Далее - тиражируйте эти курсы на всем филиалы / подразделения. Для этого достаточно открыть доступ к обучающей системе и подключить к работе преподавателей - наставников. Занятие можно продолжать в мини группах по 6-8 чел.  еженедельно, без отрыва от основной работы. 

Используйте интересные кейсы, пригласите вдохновенных преподввателей

которые любят свой предмет. Только так можно сделать обучение увлекательным и конкретным, направленным на решение Ваших задач, будь то разработка / внедрение стратегии, инноваций, мероприятия в рамках реорганизации   бизнеса, аттестации персонала или программ его переподготовки / сокращения. На сегодня массово доступное оборудование, имеющиеся сети коммуникаций, полу-профессиональная и даже любительская видео камера позволяют сделать достаточно качественную работу в ученых кейсах в любой точке, где есть доступ в интернет и электричество. Сложившиеся стереотип о предпочтении традиционных форм образования над электронными, которые являются лишь «суррогатом» «живого очного общения» в аудитории не имеет под собой оснований. Как мы ниже убедимся, общедоступные технологии, заведомо менее дорогие чем рыночная стоимость курсов в традиционном формате, позволят сделать освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме вне зависимости от того по какую сторону веб камеры находится слушатель и преподаватель. Особенно помогают в этом видео контент и имитационные сессии переговоров.

Именно через конфликты  формируются лидерские качества!

В процессе  обучения обучающийся получает посылку с боксом, содержащим авторское пособие 500 стр., DVD диски с учебными видео фильмами и клипами, а также инструкцией по работе с обучающим сайтом. В процессе обучения будущий медиатор - переговорщик

  • регулярно посещает обучающий сайт, работает над учебным материалом: 
  • просматривает видео лекции и слушает аудио передачи, которые выложены на учебном сайте в общем количестве около одной тысячи, как правило в виде котоких клипов по 3-8 минут, реже 15-30 минут;
  • отвечает на лекционные вопросы, разных типов, разной последовательности автоматизированно предлагаемые учебной программой. Так например, выбор одного или нескольких правильных вариантов ответов из многих, выбор соответствия между случайно перемешанными вопросами и ответами, заполнение пропущенных слов в кейсе и др.;
  • участвует в электронных семинарах, где возможны ответы и оценки работы др. слушателей; 
  • участвует в направленной дискуссии на тематических форумах с гибкой сортировкой, ранжированием тем и вставками видео контента; 
  • выполняет задания путем публикации ответа в окне формы, загрузки рисунков, пояснений от руки (например: составьте медиативное соглашение по итогам достижения консенсуса в следующей ситуации . . .) и др.
  • отвечает на тестовые вопросы из случайной выборки Банка вопросов. Опять же допустимы разные типы вопросов и видео контент; 
  • раскрывает значение специальных терминов по предмету курса в глоссариях. Эта работа особенно интереса в сфере социальных инноваций. Например подобрать русскоязычный аналог или аналог на национальном языке народов СНГ к общепринятым терминам — это настоящее искусство, требующее глубокого знания изучаемого предмета; 
  • участвует в «мозговых штурмах» путем создания Вики (энциклопедии) в изучаемой предметной области. Это очень полезный инструмент для разработки профессиональных кодексов, регламентов, уставов, учебных кейсов, а также профессиональных переводов;
  • наполняет базу данных списком прочитанной литературы. Такие базы данных позволяют создать разделяемые ресурсы, используемые в учебной группе или профессиональном сообществе и представляют собой формализованные корпоративные знания, что имеет высокую ценность для командной работы; 

Также обучающийся активно направляет вопросы преподавателям через веб-камеру по рассматриваемым кейсам либо через обучающий сайт. На финальной стадии тренеры медиации помогают обучившимся в проведении первых сессий медиации, которые оказываются конфликтующим сторонами на безвозмездной основе — период наставничества. Что касается эссе и дипломных работ, то по, мнению автора и коллег, особый интерес для слушателей представляют задания, стимулирующие к самостоятельной работе: например «Рекомендации ООН по эффективной посреднической процедуре» [12] были впервые переведены на русский и казахский языки и прокомментированы через Skype именно выпускниками курсов медиации в рамках дипломной работы.


Процедура экзаменов

происходит в соответствии с требованиями Заказчика, Благодаря использованию интернет технологий экзаменуемый видит и слышит всех членов комиссии. В свою очередь, комиссия видит через монитор и слышит через аудио колонки экзаменуемого. В аналогичной форме создаются технические условия для имитационных сессий медиации на основе реальных конфликтных ситуаций из практики учебного центра. Всячески поощряется работа обучающихся в парах и «тройках» со слушателями из разных городов и стран которые назначают друг другу время сессий по московскому времени через специальные диалоговые окна учебного сайта.

Помимо системы MOODLE, которая позволила организовать синхронную и асинхронную работу преподавателя и учебной группы, необходимо было создать базу данных с учебным видео контентом, поскольку без него немыслима отработка практики медиации и обратная связь. Важно было научиться использовать учебное видео в дополнение к имитационным сессиям медиации и ролевым играм, опираясь на международный опыт. Необходимо широко использовать учебное видео в тренингах медиации и поощрять тренеров к работе с видео не только как суррогатной альтернативы «живым» ролевым играм, но и как дополнительного и эффективного метода развития понимания процесса посредничества и демонстрации навыков, необходимые для успеха в качестве медиатора.

 

Образовательные технологии

Если электронный курс опирается лишь на 3D видео и презентации в Power Point, то это ещё не является гарантией его качества.   
По рекомендации Джузеппе Лионе, предпринявшего прикладное исследование Virtual Mediation Lab с участием медиаторов из десятков стран всех континентов, мы располагаем микрофон в центре стола, за которым сидела группа обучающихся полукольцом, при этом веб-камера была направлена в центр этого стола. Слушатели работающие очно и дистанционно могли слышать друга-друга, задавать вопросы, воспроизводить вид своего рабочего стола на экране компьютера, в частности слайды и презентации. Тренеры медиации участвовали как за столом, так и по веб-камере, находясь при этом в другом городе и даже разных странах (Казахстан - Астана, Алматы, Беларусь Минск, Литва - Вильнюс и др.). Каждая лекция длилась примерно четверть часа, далее следовала имитационная сессия медиации в течение одного часа и наконец — дебриф (от слова debrief) или краткое подведение итогов для обеспечения обратной связи. Кроме того, видео камера расположенная на штативе на максимально коротком расстоянии от монитора компьютера позволяла записывать учебное видео. Затем отснятое видео «разрезалась» на клипы 3-8 мин., отбраковывался неудачный материал непосредственно в камере, поскольку такая обработка происходит быстрее с использованием специализированного процессора внутри самой видео камеры. Клипы загружались на видео хостинг (хранилище) в режиме свободного либо ограниченного доступа в случае если необходимо было сохранить конфиденциальность обсуждаемого кейса.

До занятия каждый обучающийся получал описание конфликтного кейса

Проецирование сессии видео конференц связи с помощью Google Plus или Skype на большой экран через мультимедийный проектор позволили проводить научные дискуссии и конференции с участием большой группы слушателей в зале с приглашением зарубежных гостей в формате видео конференц связи. Запись видео стала производится без внешней видео камеры, но с использованием аппаратно-программных средств самого компьютера и веб-камеры позволили добиться качества видео в формате высокого разрешения (HD-High Definition)