Международная подготовка медиаторов. Итоги.

Печать

На круглом столе по медиации5 ноября 2013 г. НП «Сибирский Центр конфликтологии» и ЧУ «Центр медиации Костанайской области», действуя как партнеры в рамках международного образовательного консорциума, провели круглый стол по медиации в Костанайском государственный университет им А. Байтурсынова. Напомним, что до этого круглого стола партнеры образовательного консорциума провели интенсивное обучение группы медиаторов

в соответствии с программой «Общий курс медиации» утв. Постановлением Правительства РФ № 770 Республики Казахстан, а также авторский курс «Многоликая медиация. Страны постсоветского пространства. Международный опыт» в рамках образовательной лицензии некоммерческого партнерства «Сибирский Центр конфликтологии».

Многоликая медиация. Страны постсоветского пространства. Международный опыт

Открыла конференцию, медиатор, преподаватель Костанайского государственного университета Куралай Ахмединова, которая также является руководителем общества по защите прав потребителей «Фемида».

Куралай Ахмединова акцентировала внимание слушателей на важное место медиации в государственной правовой политике Республики Казахстан на период до 2020 г., необходимость поощрения гражданских инициатив в обеспечении охраняемых Конституцией и законом прав и свобод граждан.

Синтез современных техник медиации и культурно-исторических традиций


В своем выступлении Марат Авдыев, директор

НП «Сибирский Центр конфликтологии» и международный тренер-медиатор, рассказал об опыте использования Гарвардского метода принципиальных переговоров на практике, о медиативных подходах при разрешении споров, которые на первый взгляд представляются «тупиковыми» или трудно разрешимыми с позиции состязательной парадигмы, используемой в судах. Далее слово было предоставлено выпускнику курсов медиации ЧУ «Центр медиации Костанайской области», Марату Татиеву. Марат Ахметович затронул сложные вопросы медиации в уголовном процессе, подчеркнул важность ювенальной юстиции и устранение обвинительного уклона в осуществлении правосудия.

Широта охвата сфер медиации

В своем сообщении Жаслан Айтмаганбетов, также выпускник курсов медиации образовательного консорциума, сообщил участникам круглого стола об интересном опыте работы в потребительской сфере, где защищаются права неопределенного круга потребителей в спорах с крупными компаниями Республики Казахстан. Жаслан Айтмаганбетов выразил уверенность в том, что именно медиация поможет снизить риски репутационных потерь естественных монополий и др. организаций, работающих с потребителями, а также их бюджет расходов на урегулирование споров.
Наконец Александр Блинов и Сергей Новосельцев — выпускники курсов медиации ещё раз продемонстрировали твердые знания, полученные в рамках международного образовательного консорциума, путем анализа основных принципов медиации, её преимуществ и сферы возможного применения. Их доклады вызвали интерес аудитории и ряд уточняющих вопросов по теме сообщений.

Молодежь и медиация

В целом не может не радовать, что круглый стол вызвал большой интерес среди молодежи Казахстана, которая адресовала выпускникам курсов медиации ряд дискуссионных вопросов в сфере медиации. Например, как разрешить коллизию между запретом медиации с госорганами и необходимостью проведения медиации в случае трудового спора в государственной организации? Есть ли смысл студенту до достижения 25-летнего возраста и окончания магистратуры обучаться на курсах медиации? И наконец, сколько может заработать медиатор, насколько эта профессия будет престижна в обществе? Ответы профессиональных медиаторов можно легко найти в видео клипах, которые размещены в образовательном канале в сети интернет https://www.youtube.com/emediator1 или просто путем набора слов «Семинар по медиации Костанай, Казахстан» в YouTube.com


Важно отметить, что организаторы мероприятия Куралай Ахмединова и Марат Авдыев особенно подчеркнули важность электронного образования, имитационных сессий медиации, включая сессии на казахском языке. Все это стало доступным благодаря электронным технологиям образования на базе современных платформ, а также синтезу исторических традиций института биев и современных техник и стилей медиации.


Электронные технологии в обучении

Хотя закон «О медиации» Республики Казахстан не содержит прямого указания на используемые техники и стили медиации, из программы подготовки медиаторов, утв. Постановлением Правительства РК № 770 следует, что предпочтение отдается подходу основанному на интересах конфликтующих сторон, поиска объективной истины (участие эксперта) и ориентации конфликтующих на заключение соглашения.

Такой подход соответствует хорошо известной фазовой / поэтапной модели медиации, основанной на интересах interesed based с целью заключения соглашения для решения проблемы problem solving. С учетом широты охвата сфер медиации, такой подход не работает в случае уголовных, семейных, школьных, родственных, межэтнических конфликтов. степени присущ индивидуализм, как в современном Западном мире. По нашему мнению, слишком «рационализированный» и «холодный» подход в медиации менее приемлем в Казахстане, чем нарративный подход, допускающий уважительное отношение к оппоненту.

уважительное отношение к оппоненту

Вместо поиска «объективной истины» на практике допустимы разные «версии» истории конфликта — у каждой стороны «своя правда». Представляется, что упрощение сложных социальных отношений «к торгу» неприемлемо в условиях многонационального общества с его самобытно культурой и историей. Интересы сторон спора могут быть обусловлены социальными причинами, а также являются результатом воспитания, установок, культуры.

Медиатор, придерживающийся нарративного подхода, помогает сторонам разобраться с запутанной ситуацией, рассматривая конфликт как самостоятельную сущность. Таким образом, происходит экстерналиция — вынесение проблемы за пределы индивидов и рассмотрение конфликта самого по себе.

Международный образовательный консорциум

В рамках международного образовательного консорциума выпускникам курсов медиации была оформлена бесплатная полугодовая подписка на электронный курс медиации на учебном сайте 2adr.ru. Заметим, что электронное образование - это организация образовательного процесса с применением информационно телекоммуникационных сетей обеспечивающих передачу по линиям связи образовательного контента, взаимодействие участников образовательного процесса путем видео конференц-связи, а также использование баз данных с учебным контентом.
Кроме того, в рамках образовательного консорциума будут обсуждаться проекты межународной студенческой мобильности, интерес к которой проявили Новосибирский государственный технический университет и Костанайский государственный университет.


В заключение заметим, что именно благодаря медиации, противоборствующие стороны становятся союзниками, которые сообща работают над проблемой. Недаром говорится, что проблема не в людях, а в самой проблеме.

Благодарности

Авторы благодарят Костанайский государственный университет им А. Байтурсынова за предоставленные технические и организационный возможности в подготовке и проведении мероприятия.

Авторы

Марат Авдыев, директор НП Сибирсктй Центр конфликтологии
Куралай Ахмединова, директор Фемида, прееподаватель Костанайского государственного университета им А. Байтурсынова