Заработаем $ миллиард вместе!

Печать

Давайте сделаем это вместе!Падение курса рубля открыло интересные возможности перед российскими ВУЗами: выход на зарубежные рынки образования. Для этого необходимо пересмотреть устоявшиеся модели работы, сложившиесяв "тучные годы". Во-первых, нужно стать ближе к абитуриентам, пересмотрев деловые процессы приема, включая возможноть вступительных экзаменов / собеседования онлайн, во-вторых думать о профориентации выпускников на глобальных рынках труда. В-третьих, вынести излишний формализма, навязываемого Минобрнауки (т.е. журналы, отчеты, свводные отчеты и т.д.) за пределы учебного процесса: никому кроме чиновников это не интересно. В четвертых, нарабатывать имя именно на международном образовательном рынке. Давайте сделаем это вместе!

Пора проснуться 

Традиционные модели образования вытесняются более современными, предусматривающими онлайн формат, удобные формы обучения, дистанционное и сетевое взаимодействие, а также снижение  давления на преподавательских состав: бремя отчетности, сверхнормативные нагрузки и часы, обязательные публикации в международных научных журналах и др. формальные критерии.  

Эксперты расходятся в оценках объема современного мирового рынка образования: по данным ВТО он составляет 50–60 млрд. долларов, по данным ОЭСР – около 30 млрд. долларов. Более точно масштабы рынка отражает численность иностранных студентов, обучающихся за пределами своих стран. В течение 1990-х годов она выросла в 2 раза и достигла к 2004 г. двух миллионов [1] . К 2025 году, по оценке ЮНЕСКО, число иностранных Экспорт образования – как студентов в мире увеличится с нынешних 2 млн. до 5–7 млн., две трети из которых будут составлять выходцы из Азии, прежде всего из Индии и Китая [2]. Образовательные услуги для иностранцев предлагают сегодня тысячи высших учебных заведений из почти 140 государств. При этом основная конкуренция на международном рынке образовательных услуг происходит, как правило, между странами Западной Европы, Северной Америки, Австралией и Японией. На эти страны, где обучается иностранных студентов, приходится примерно 4/5 свыше 4/5 всех общемировых государственных расходов на образование

 

У России - большой потенциал на международном рынке образования

По числу обучающихся иностранных граждан, включая выходцев из СНГ, Россия занимала 8-е место в мире (более 95 тыс.) . В соответствии с более «свежими» данными, предоставленными департаментом международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России, в 2008 г. в 650 российских вузах обучалось свыше 120 тыс. иностранных граждан, из них большая часть (70 тыс.) – граждане СНГ. В 37 филиалах ведущих вузов России (МГУ, Российского университета нефти и газа и других), которые открыты в странах ближнего и дальнего зарубежья, обучались 25 тыс. человек. На долю России приходится 3% от общего количества учащихся в мире иностранных граждан, в то время как в США их доля составляет 22%, а в Великобритании 12%, Германии – 9%, Франции – 8,8%, Австралии – 8,2%, Китае – 5%, Японии – 4,2% [3] .

Рынок ЕАЭС и стран постсоветского пространства 

Сейчас только в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и Украине действуют 37 филиалов, созданных 29 российскими вузами, среди которых МГУ имени Ломоносова, Российский госуниверситет нефти и газа имени Губкина, Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики, Российский новый университет. В этих филиалах обучается 25 тысяч человек. "Доход России от экспорта образовательных услуг составляет 350 миллионов долларов", - отметил директор Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки Владислав Ничков. Расширение экспорта образовательных услуг позволило бы обеспечить российские интересы в новых условиях развития образовательных процессов в мире. Речь идет о возобладавшей в последнее время объективной тенденции формирования транснационального (трансграничного) образования (transborder education) глобализации образовательных рынков, который сопровождается всеми проявлениями борьбы за рынки.

В свете решений

В документах Правительства Российской Федерации есть задача III «Повышение эффективности управления в системе образования», см. мероприятие 23 «Повышение конкурентоспособности российского образования, содействие экспорту образовательных образования на услуг» Федеральной 2006–2010 годы», целевой программы утвержденной развития постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. No 803 17 , раздел III.4 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года No 1662-р 18 ), Минобрнауки России, Рособразования и других федеральных органов исполнительной власти (Приказ Рособразования от 16 мая 2008 г. No 471 «О работе по подготовке национальных кадров для зарубежных стран в контексте развития экспорта образовательных услуг российских вузов»)

 


Краткая информация о Центре

Далее мы консультировали и мирили образовательные организации с в конфликтах, вытекающих из образовательного процесса (частные школы, споры с родителями по поводу качества образования) и хоз. деятельности. Есть успешные прецеденты, в частности См. Определение арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-4187/2012 было утверждении медиативное соглашение, достигнутое при посредничестве медиатора, обученного по авторской программе Центра - речь идет об урбанистическом конфликте
Кроме того, наш Центр стал пионером в онлайн обучении переговорщиков -  медиаторов на всем постсоветском пространстве и подготовил свыше 100 таких специалистов- миротворцев из 43 городов и 4-х стран. См. научную публикацию. (Медиатор - это специалист по разрешению конфликтов, как правило, неформальными неюридическими методами, на основе доброй воли сторон и совместного нахождения варианта решения)  
 
 
Сейчас Центр помогает российским ВУЗам выйти за пределы российского рынка образования на международный или трансграничнные образовательные услуги или экспорт образ. услуг) за счет привлечения абитуриентов из стран ЕАЭС: Казахстан, Армения, Таджикистан и др. страны. 
 
Если у Вас есть желание и готовность к сотрудничеству, то можно обсудить участие в международном образовательном консорциуме. (Это совершено бесплатно, как протокол о намерениях).  Возможно продвижение и оказание услуг онлайн  на основе Массовых Открытых Онлайн Курсов - см. наш опыт на emediator.ru/moodle

 В 2007 г. Центр занял II место в конкурсе инновационных проектов «Развитию коучинг сети по венчурному предпринимательству Сибирского Федерального округа». Этот проект был направлен на развитие производства учебно-методических материалов в сфере альтернативного разрешения споров. С принятием Закона «О медиации» № 193-ФЗ и сильным влиянием современных технологий электронного обучения на социальную жизнь, специалисты Центра, находясь в Новосибирске, смогли распространить пособие и дистанционные учебные курсы по подготовке медиаторов в 43 городах России, а также в Казахстане, Беларуси, Литве, обучили > 100 медиаторов, аттестовали 90, включая 10 тренеров медиаторов, которые получили дипломы. Выпускники курсов Центра участвуют в проекте обучения 2000 менеджеров холдинговой компании АО **«Самрук Казына»** медиативным компетенциям в сфере социально-трудовых отношений. Было переработано учебное пособие и сайт с учетом международных принципов медиации, сравнительным анализом законодательства регулирующего деятельность медиаторов в странах постсоветского пространства.

Наши образовательные каналы

свыше 4000 клипов в открытом доступе

www.youtube.com/emediator1
www.youtube.com/edogovor

 

 

-------------
1) Global Education Digest 2004. Comparing Education Statistics. Across the World – UNESCO Institute for
statistics, Montreal, 2004, 2005.
2) Цитируется по: Черников Г. П., Черникова Д. А.
3) Доля образовательных услуг РФ на мировом рынке снизилась (13.11.2008) // Федеральный портал «Российское образование» / URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=5&sid=6921.
Папкова, Т. Экспорт образовательных услуг как реализация государственных интересов // URL: http://www.zarplata.ru/n-id-18433.html.

URL: http://www.newsru.com/russia/24mar2006/education.html.

4) Под транснациональным (трансграничным) образованием понимаются все виды программ высшего образования, курсов обучения, образовательных услуг, включая дистанционное образование, при осуществлении которых обучаемые находятся в другой стране, нежели та, где расположен вуз, присваивающий квалификацию. Программы могут принадлежать образовательной системе зарубежной страны или быть реализованы независимо от какой-либо национальной системы образования.
Определение заимствовано из ст. Г. А. Лукичева «Императив модернизации: международное измерение. Трансграничное образование», опубликованной в журнале «Высшее образование сегодня» (2004. No 4).

5) Зверев Н. И., Пелихов Н. В. Актуальные проблемы подготовки иностранных специалистов в России: К вопросу о формировании приоритетного направления Федеральной программы развития образования

6) «Экспорт образовательных услуг России» // Вестник ЦМО МГУ. 2002. No 4; URL: http://vestnik.cie.ru/n4p3a/zverev2/zverev2.html. 

7) Муравьева Марина. Андрей Фурсенко поручил разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России (12 ноября 2008) // http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=16553.

8) СЗ РФ. 2006. No 2. Ст. 186.

9) СЗ РФ. 2008. No 47. Ст. 5489. 19 Бюллетень Минобрнауки РФ. 2008. No 8.