Экспорт образовательных услуг

Печать

Марат АвдыевУважаемые ректоры ВУЗов! Уже 6 лет мы активно работаем в электроYном обучении медиаторов - конфликтологов на базы в/о. Наша образовательная лицензия предусматривает дополнительное образование для взрослых. Вместе с тем, есть спрос со стороны студентов дружественных государств на получение в/о и послевузовского на русском языке. Это студенты Казахстана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана, а также Китая, Монголии, Сирии и др.

Из-за плохого уровня информирования и почти полного отсутствия поддержки обучения на русском языке за рубежом, студенты Туркменистана выбирают ту же Беларусь. Сибирь - потерянный, "забытый" регион. Вместе с тем, научно-образовательный потенциал Сибирских ВУЗов использован не в полной мере.

Международное сотрудничество

Поэтому мы предлагаем сетевую модель образования в рамках международного образовательного консорциума. см. ниже. Можно предусмотреть как очную форму обучения, так и электронную, которая практикуется всё шире ведущими мировыми вузами. 

Предлагаем подумать о создании образовательных курсов на emediator.ru/moodle и совместном продвижении. У нас есть успешный опыт обучения 140 медиаторов из 4-х стран с 45 городов. Экспорт образовательных услуг находится в числе приоритетных направлений государственной политики. 

 

Сфера экспорта образовательных услуг на русском языке  - эта свободная ниша, здесь ещё не успела творчески "поработать" отечественная бюрократия. Это открывает великолепные возможности перед российскими вузами и научными организациями. Потенциальный интерес проявляют студенты и абитуриенты дружественных по отношению к России государств. Укрепление авторитета России на международной арене в связи с энергичными миротворческими операциями на Ближнем Востоке,  против международного терроризма, прогнозы оживления отечественной экономики уже с 2017 г. стимулируют получение иностранными студентами образования на русском языке

 

 


Какие шаги можно предпринять?

В условиях Советского союза хорошо действовала система школьных и вузовских олимпиад, физматшколы и др. специализированные профильные школы, которые открывали возможности перед талантливой молодежью. Сейчас в сфере экспорта образовательных услуг господдержка оказывается лишь ведущим вузам России (федеральные университеты, Москва, СПб), но одновременно благодаря повсеместному распространению информационно-коммуникационных технологий, барьеры для выхода не рынок международного высшего образования легко преодолимы даже для регионального ВУЗа

Что для этого можно сделать? 

Разместить информацию о вузовских программах (очных и электронных) на специализированных сайтах, которые вызывают интерес целевой аудитории. Ориентироваться прежде всего на пользователей мобильных устройств
Разрабатывать и продвигать открытые курсы электронного обучения, т.е. такие, где интересный учебный материал предлагается свободно, бесплатно, но  с возможностью последующей доплаты за зачеты / аттестацию и получение свидетельства 
Участвовать в международном обмене студентами, с учетом соответствия образовательных кредитов, достигать прямых соглашений об эквивалентном обмене студентами, аспирантами (приглашающая сторона обеспечивает условия проживания, питания, досуга)

 

Проводить международные онлайн конференции в очной форме и форме вебинаров.

Проводить международные поединки / конкурсы студенческих команд в гуманитарной сфере, например в сфере медиации - широко практикуемой во всем мире технологии урегулирования споров с участимем третьего нейтрального посредника.

Можно также работать со школами в государствах - партнерах России. Так например,Совместная туркмено-российская общеобразовательная школа имени А. С. Пушкина (средняя общеобразовательная школа города Ашхабада, открытая в 2002 году). организует вступительные экзамены с помощью видеоконференц-связи с вузами - партнерами. И поэтому выпускники - абитуриенты этой школы с большей готовностью готовы к поездке за рубеж в заранее оговоренный вуз на заранее известных условиях.  

 

 и др. меры.   

В любом случае объединение усилий ряда региональных вузов помогут за счет эффектива масшатаб и синергии создать более конкурентоспособный образвательный  продукт на международном рынке образования. 

Уважаемые ректоры вузов! Кому интересно такое участие, просьба отозваться, сообщить какими возможностями Вы располагете, готовы ли Вы обсуждать совместный бюджет проекта, со-участвовать в расходах.  

 


Правовая основа 

Соглашение от 21 мая 2010 года «О сотрудничестве государств — членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ)» правительства государств — членов Евразийского экономического сообщества, которое дало развитие ранее принятым соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.

19 ноября 2010 года Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, основываясь на договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, заключили соглашение «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей». Ст. 3 указанного Соглашения гласит, что трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон», т. е. на территории Беларуси, Казахстана, России. И далее в ст. 4 читаем: «... для заключения трудового договора трудящийся-мигрант представляет работодателю документы, предусмотренные трудовым законодательством государства трудоустройства, а также документ(ы), подтверждающий(е) законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства». 

Современные формы обучения

Читаем также ст. 105  Закона "Об образовании", Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Организации, входящие в систему образования, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами . . . по следующим направлениям:
1) разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;
2) направление обучающихся, . . . а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;
3) проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;
4) участие в сетевой форме реализации образовательных программ; - ст. 15 Закона.
5) участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе

На практике очень немногие росийские ВУЗов и школы выходят на международный уровень из-за очень ограниченных ресурсов, которыми они располагают, отсутствия опыта работы на международных рынках. 

Вместе с тем, сфера экспорта образовательных услуг на русском языке  - свободная ниша, здесь ещё не успела творчески "поработать" отечественная бюрократия. Это открывает великолепные возможности перед российскими вузами и научными органзиациями. 

 

Включая электронные формы обучения

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. - ст. 16 Закона.

 

Cм. также 

Обучение в ВУЗах Сибири для иностранных студентов

Сотрудничество с Федеральными университетами