Религиозные конфликты

Верить или не верить? - Договариваться необходимо!

Содержание материала

С молитвой за державу

Гораздо более серьезный вопрос - могут ли верующие и неверующие "спокойно договориться" Взаимные обвинения в "мракобесии и средневековых замашках" с одной стороны и "бездуховном цинизме" с другой стали, увы, привычными. Достаточно вспомнить бои муниципального значения вокруг строительства храмов или мечетей, а не стадионов и торговых центров, пикеты "православных казаков" против эпатажных выставок и спектаклей, конфликты на почве "оскорбленных религиозных чувств" и т.д.

 

Социологи в данном случае заключают четко: взгляды религиозных и нерелигиозных граждан в базовых для государства вопросах совпадают. Любые попытки "вбить клин" меж ними - это либо заблуждения, либо околополитические спекуляции. Нет у них кардинальных противоречий, различаются лишь ритуалы и обряды. Как говорят шутники, "бог один - бухгалтерии разные", не более того. Любая из конфессий призывает с уважением относиться к праву человека на жизнь, не вредить ближним своим, быть милосердным, честным и щедрым, соблюдать правила приличий и не пытаться свергнуть государственный строй, если в целом он работает во благо граждан.

Именно государство большинство россиян считает своим главным защитником. Больше половины верующих любых конфессий (от 53% до 57%) уверены: без поддержки государства им и их семьям не выжить. Так же думают 49% атеистов. Неверующие - единственная группа респондентов, в которой пусть ненамного, но преобладают люди, готовые сами себя обеспечивать (51%).

Самый высокий процент "убежденных патерналистов" среди православных россиян.

Более двух третей опрошенных (70%) считают, что игнорировать моральные нормы нельзя никогда, даже если соблазн очень велик. Но треть граждан (30%) готовы переступить через них ради успеха в жизни. При этом подобных "отступников и нарушителей" среди верующих ненамного меньше, чем среди атеистов, - 29% и 35% соответственно. Так что вопрос, кто нравственнее и кто безнравственнее, кто "хуже", а кто "лучше", заведомо неверный. Большой разницы нет.

Государство - понятие достаточно растяжимое. Отдельным его институтам граждане доверяют больше прочих, другим - меньше. Как выяснилось, и в этом отношении существенных различий между взглядами верующих и атеистов тоже не видно.

Одна только любопытная деталь касается Русской православной церкви как социального института. Рейтинг доверия к ней - такой же, как и к правительству страны. В 2014 году РПЦ высказывали свое доверие 59% православных, 34% граждан вне конфессий и 18% атеистов.

При этом общественные и правозащитные организации люди удостаивают куда меньшего доверия. Признают их авторитет 39% православных россиян, 41% исповедующих иные конфессии и всего четверть (25%) атеистов. И хотя в целом авторитет правозащитников за 2 года довольно сильно вырос (в различных группах - на 4-12%), церковь в данном случае ощутимо впереди.

Безусловный лидер по уровню доверия граждан - это президент страны. Особенно мощную поддержку он получает в православной и мусульманской группе респондентов, у внеконфессионалов несколько меньшую, но все равно солидную. Та же ситуация с доверием российской армии (в православной, мусульманской и атеистической группе она на второй позиции рейтинга, только внеконфессионалы в данном случае больше верят Российской академии наук). Православные отдают почетное третье место в рейтинге общественного доверия правительству и церкви. Мусульмане и внеконфессионалы - правительству, атеисты - главе региональной администрации. На четвертом месте этого рейтинга у православных и мусульман губернатор, у атеистов правительство, у внеконфессионалов правозащитные организации. На пятом у христиан телевидение, у адептов ислама и приверженцев других религий Совет Федерации, у атеистов - Академия наук.

Более-менее высокий рейтинг в глазах россиян имеют сейчас органы местного самоуправления, Госдума, профсоюзы, органы внутренних дел, суды - от 30 до 40% и даже выше. Самый низкий уровень доверия - менее 20% - во всех группах, кроме мусульманской, заработали политические партии, во внеконфессиональной когорте - органы внутренних дел и судебная система, у атеистов - печатные СМИ, профсоюзы и церковь.

Случись кризис - кого поддержат граждане, различающиеся по своим религиозным воззрениям, - власть или оппозицию? Как выяснилось, фактор веры здесь не решающий. От 33% православных до 42% мусульман вообще ни за кем не пойдут и от любого конфликта сочтут за благо держаться подальше. 60% православных и 47% представителей иных групп поддержат власть. Оппозиция может рассчитывать на голоса и помощь всего 6% православных россиян, каждого десятого мусульманина (10%) и каждого двадцатого атеиста (5%). Негусто, прямо скажем.