Религиозные конфликты

Новые религиозные движения - беспокойство общества

Владимир ФёдоровСегодня ренесансу Православия (Православие никогда в России не умирало) сопутствует появление новых деноминаций, инославия, других религий и религиозных движений и групп. Рост численности общин таких христианских исповеданий, как католичество, лютеранство, реформатство, баптизм и др., а также мусульманских, буддийских и прочих многие связывают только с политическим плюрализмом, демократическими ценностями, объявленными новой властью,

однако очевидно, что существенны именно внутренние ресурсы каждой религии, каждой христианской конфессии, которые в соответствующей атмосфере свободы имеют возможность реализоваться.

Сегодня в нашей стране и Православие, и любая община, называющая себя религиозной, имеют одинаковые юридические права, пишет Владиир Филиппович Фёдоров. 

 

Тревогу забили не Церкви, а родители детей

Не описывая здесь феномена внезапного появления множества различных религиозных, по крайней мере, называющих себя религиозными групп и быстрого их распространения, отметим лишь, что в связи с их появлением тревогу забили не Церкви, а родители детей, оказавшихся вовлеченными в жизнь этих групп. Когда дети уходили из семьи, отдавали свои сбережения и имущество общинам, в которые вступали, когда становилось очевидным, что они потеряли контакт с друзьями и родными, утратили способность вести диалог, родители стали обращаться во все возможные государственные, общественные инстанции и, конечно же, в Церковь (прежде всего в Православную). Хотя семьи сами не были религиозными, многие родители предъявляли Церкви претензии, обвиняя в отсутствии активной антисектантской деятельности.

 

 

 

Миссионерская активность при советской власти практически не дозволялась. Сегодня она допустима, но юридическая свобода не является единственным необходимым условием для успешной миссии, православного свидетельства. Безусловно, внутренне присущая Православию готовность помочь людям обрести путь к Истине обязывает вести полемику с религиозными группами, настроенными к Церкви враждебно, обвиняющими ее в пороках или заблуждениях (это прежде всего характерно для сектантского мышления), но конкретные антисектантские инициативы стали складываться в значительной мере под давлением общественного мнения.

 

Айлин Баркер убеждена, "что за страданиями многих людей стоит недостаток знаний о природе и особенностях современной волны НРД”. Действительно, несмотря на то, что на Западе выходит большое количество религиозной литературы, а в школах ряда стран даются уроки религии, многие люди сегодня понимают, что им катастрофически не хватает знаний о новых религиозных движениях в целом и о конкретных группах и направлениях в частности. Книга представляет собой введение в проблематику НРД, в котором автор, избегая излишнего академизма, предлагает практические советы людям, оказавшимся в затруднительном положении. 

 

Биографии 

Владиир Филиппович Фёдоров.

С 1977 по 2001 г. преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1999, 2001 – приглашенный профессор богословия в университетах Мюнхена и Гамбурга, в 1998 – исследовательский семестр в университете Мюнстера . До 2001 г. член Синодальной богословской комиссии. В 2002-2007 – консультант Всемирного Совета Церквей по богословскому образованию в Центральной и Восточной Европе. В настоящее время заведующий кафедрой богословия и религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии. Кандидат философских наук, преподает на кафедре психологии экстремальных и кризисных ситуаций факультета психологии, а также на кафедре конфликтологии факультета философии и политологии СПбГУ. С 1994 г. директор Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений, Президент Межцерковного Партнерства «Апостольский город – Невская перспектива», президент Ассоциации преподавателей религии и богословия Восточной и Центральной Европы, вице-президент Восточно-европейской Ассоциации миссиологических исследований. В 2010 году присвоено звание почётного работника высшего профессионального образования Российской Федерации.

 

Профессор Айлин Баркер

(Eileen Barker), возглавляет факультет социологии Лондонской школы экономики и политических  наук  (Лондонский университет).  Она  известна  в  научном мире своими многочисленными статьями и книгами, среди которых есть отмеченные премиями за лучшую книгу года по социологии религии.1

Профессор Баркер является основателем и руководителем одного из крупнейших в мире центров по сбору и анализу информации о новых религиозных движениях (ИНФОРМ, INFORM, Information Network Focus on Religious Movements — Информационная сеть по религиозным движениям), созданного в 1989 г. при прямой, в том числе финансовой, поддержке Министерства Внутренних Дел Великобритании, а также традиционных Церквей.