Религиозные конфликты

Религиозные конфликты в ВУЗе - Проблема: радикализированая религиозность

Содержание материала

 

Проблема: радикализированая религиозность

Чтобы правильно оценить роль теологии в современном университете, считает Сергей Карпов, нужно понимать общий контекст. “К большому сожалению, сейчас в нашем мире, в нашем обществе крайне недооценено гуманитарное знание вообще”, ­ заметил он (и эти слова вызвали дружные аплодисменты зала). Доказательство ­ среди получателей “самых высоких” грантов и премий почти нет гуманитариев. “Значит ли это, что наша гуманитарная наука находится в таком плохом состоянии, что ее не надо поддерживать? Нет, это значит, что наша оценка процессов, происходящих в гуманитарном пространстве, не адекватна. И на этом фоне теология приобретает огромное историческое значение, ­ заявил академик. ­ Искаженная и радикализированая религиозность представляет большую опасность для страны. Преподавать основы религиозных культур должны люди образованные”.

Среди выпускников МИФИ уже более 20 священников

Что же касается открытия кафедры теологии в МИФИ, то в этом нет “никакой экзотики”, заметил ректор вуза Михаил Стриханов. Совет ветеранов обратился к администрации университета с предложением о создании такой кафедры, потом было единогласное решение Ученого совета. Ректор рассказал, что многие сотрудники МИФИ крестились даже в 1970­1980­е годы под риском быть привлеченными к ответственности. Среди выпускников МИФИ уже более 20 священников, в том числе православный епископ. В одном из подразделений университета ­ Саровском физико­-техническом институте ­ кафедра теологии существует уже 10 лет. Всего в составе университета 20 региональных подразделений, 10 из них расположены в закрытых городах; кроме того, есть 14 опорных университетов корпорации “Росатом”, это крупнейшие технические вузы страны. Михаил Стриханов выразил надежду на то, что кафедры теологии откроются и там. Конечно, нельзя сказать, что в МИФИ, как и вне его, нет противников такого подхода. Одна из причин этого, считает ректор, заключается в неглубоком знании истории и культуры, особенно российской. “Это незнание иногда доходит до невежества и примитивной логики времен советского атеизма и черно­-белого восприятия мира”, ­ посетовал М.Стриханов.

Митрополит Волоколамский Иларион, заведующий кафедрой теологии МИФИ, продолжил тему, высказав мнение, что высшая школа ­ одна из важнейших площадок для встречи богословия и других наук, для их взаимодействия и взаимообогащения. “Казалось бы, что общего между ядерной физикой и богословием? Но точки соприкосновения есть, они касаются тех вечных вопросов, на которые наука лишь ищет ответы. Это вопросы и о происхождении мира, и о его конце, и о смысле человеческого существования”, ­ отметил митрополит. Под теологией в вузах, разъяснил он, понимается целый комплекс учебных и научных дисциплин, по всем параметрам соответствующих академическим стандартам, но при этом не являющихся обязательными для студентов. В университете должен соблюдаться принцип свободного доступа к любому знанию, в том числе и религиозному.

Может ли в обычном вузе религиозно­ теологическая тематика войти в структуру светских гуманитарных дисциплин, в первую очередь религиоведения? Митрополит задал этот вопрос ­ и сам на него ответил: “У светской науки есть свой голос, и мы ни в коем случае не стремимся, чтобы этот голос умолк. Он важен и для самого богословия, которое прислушивается к нему. Но в научно­ образовательной сфере должен быть слышен и голос самого богословия”.

Тема взаимодействия богословской и светской науки поднималась также на Международной научно-­практической конференции “Сотрудничество вузов государств­ участников СНГ в области духовного образования: актуальные проблемы и перспективные направления”, прошедшей недавно в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ). Протоиерей Александр Шимбалев, руководитель отдела образования и катехизации Минской епархии Белорусской православной церкви как никто другой может судить о возможности такого взаимодействия: с 1996 года он читает курс астрономии в Минском государственном педагогическом университете, а с 1998 года служит священником в кафедральном соборе.