Религиозные конфликты

Религиозные конфликты в ВУЗе - единственная точка зрения на то, что считать научным.

Содержание материала

Единственная точка зрения на то, что считать научным.

Рассуждая на тему, является ли теология наукой, А.Шимбалев обозначил проблему: в современном обществе преобладает одна­ единственная точка зрения на то, что считать научным. А ведь научные парадигмы то и дело меняются. У ученых, скажем, XVII и XXI веков взгляды на строение мира, вещества, даже человеческого тела кардинально различны. В стремлении познать истину наука не должна быть зашорена. При этом понятно, что у естественных и гуманитарных наук свои методы, свои подходы к познанию и осмыслению мира.

Протоиерей­-астроном также подчеркнул, что люди, несмотря ни на что, ищут Бога. И если “загонять в гетто” их религиозные представления, если не развивать духовное образование на университетском базисе, то обязательно появятся полуграмотные гуру, которые будут проповедовать и увлекать людей в секты, в оккультизм. Советская власть, навязав обществу атеизм, заменила веру в Творца языческим культом вождя, мифологизируя сознание людей. Основная же цель образования, и религиозного в том числе, ­ избавление сознания от мифов, подчеркнул А.Шимбалев.

Пример того, как опасен духовный вакуум для молодежи, приводил и М.Стриханов на патриаршем совещании, напомнив, как в 90-­х годах прошлого века несколько тысяч студентов МИФИ оказались вовлеченными в японскую секту Аум Синрикё.

Наверное, сегодня уже можно говорить о том, что между светскими и духовными образовательными учреждениями начался некий взаимообмен знаниями. Правда, резонанс в обществе вызывает исключительно одна сторона этого процесса ­ открытие кафедр теологии в светских вузах. Но ведь есть и другая. Например, МИФИ в этом году организовал цикл лекций по физике, космофизике, биологии для преподавателей духовных школ. И читали их, по словам ректора, академики. В учебный план Московской духовной академии с прошлого года включен предмет “Концепции современного естествознания”. С 2009 года здесь ведет спецкурс профессор кафедры биофизики МГУ, заведующий лабораторией молекулярной генетики внутриклеточного транспорта Института биологии гена РАН Александр Соболев. Спецкурс называется “Новое в молекулярной биомедицине: научный и богословский дискурс”. Каждый год собирают верующих и неверующих конференции “Наука, философия, религия” в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Тема последней конференции ­ “Проблемы экологии ­ кризис ценностей современной техногенной цивилизации”. Преподаватель Московской православной духовной академии (МДА) Олег Мумриков приводил и другие примеры взаимодействия богословия и светской науки. Интересно, что в МДА на кафедре богословия развивается практика дипломных работ под двойным руководством ­ ученого­ богослова и ученого естественника. И некоторые из этих работ уже успешно прошли защиту с привлечением внешних оппонентов. Темы, например, такие: “Космологические опорные принципы и их богословское осмысление”, “Происхождение человека: библейское святоотеческое учение и современные антропологические исследования”, “Осмысление феномена жизни: диалог богословия и науки, история и современность”.

Думается, что процессы взаимодействия светского и духовного образования также нуждаются в нашем более глубоком осмыслении. И не делая окончательных выводов, все же трудно не согласиться со словами, услышанными на той же конференции в МГЛУ: “Обществу нужно учиться толерантности не только в межконфессиональном диалоге, но и в научно-­религиозном”.

Газета «Поиск» № 50, 14 декабря 2012 г. Наталия БУЛГАКОВА