Религиозные конфликты

Медиация в религиозных конфликтах

Содержание материала

Восточная красавицаРешение Верховного суда о запрете ношения хиджабов в школе - ещё не окончательная точка в многочисленных конфликтов, в Ставрополье, Башкортарстане, Татарстане и Республике Алтай. Такие конфликты будут повторяться снова и снова и на многие десятилетия вперед. Наилучшей альтернативой судебному способу разрешения спора является медиация.

Это - общемировая проблема

Исследование американского аналитического центра Pew Research Center демонстрирует, что в период с 2007 по 2010 год в мире усилились ограничения, касающиеся ношения религиозных символов, будь то одежда или иные знаки принадлежности к той или иной конфессии. Если в 2007 году религиозное облачение и иная символика подлежали регулированию в 21 стране мира (11% от общего числа), то в 2010 году таких государств стало 57 (29%).

В некоторых странах – в первую очередь мусульманских, например в Саудовской Аравии или Иране, закон обязывает граждан носить наряды, соответствующие исламским обычаям. В других государствах, напротив, внешние проявления вероисповедания ограниченны. Как раз такого рода регулятивные меры и усилились в последние годы. Для мусульманских стран дресс-код, продиктованный религиозным обычаем, – древняя традиция. Распространяется она в первую очередь на женщин. Так, ношение хиджаба – традиционного женского головного платка – является одним из важных положений шариата. Однако женщины понемногу начинают проявлять недовольство этими предписаниями.
Инженер и активистка в борьбе за права женщин из Судана Амира Осман Хамед заявила, что хоть и является мусульманкой, но носить хиджаб отказывается. За свое вольномыслие она предстала перед судом. Окончательного решения по ее делу еще нет, но в случае обвинительного приговора в качестве наказания к ней могут применить порку – до сорока ударов.

Поплатился из-за женщины в черном

Строгое отношение к наряду коснулось иранского литературного журнала Bukhara: его заподозрили в клевете на традиционное женское одеяние. Подозрения возбудило опубликованное в издании стихотворение поэта Мансура Оджи, который сравнивает женщину, одетую в черную чадру, с вороном. Издатель Али Дебаши принес извинения всем, кого могло оскорбить поэтическое сравнение, однако журнал и его администрация все еще находятся под следствием.


При столкновении со взглядами современного секуляризованного общества и западными стандартами, ислам идет на небольшие уступки, но продолжает усиленно держать оборону. Те, кто приезжает в восточные страны, обязаны соблюдать действующие в мусульманском мире правила независимо от цели приезда. В 1991 году американских женщин-военных, находящихся на базах в Саудовской Аравии, обязали носить черную абайю – длинное платье с широкими рукавами, скрывающее женщину с головы до ног. В 1995 году Марта МакСалли, женщина-пилот истребителя, подала по этому поводу иск с жалобой на нарушение свободы самовыражения, нарушение разграничения государства и церкви и дискриминацию по половому признаку. В 2002 году министерство обороны разрешило женщинам свободно выбирать свой гардероб на территории базы, однако за ее пределами потребовало все же придерживаться правил Саудовской Аравии.