Правосудие по делам несовершеннолетних

Содержание материала

Рустем Максужов1 июня 2012 вышел официальный документ - указ Президента РФ и "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Именно система комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав остается ключевым звеном, определяющим реакцию общества и государства на общественно опасные деяния несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста и не подлежащих уголовной ответственности.

Положение о комиссии по делам несовершеннолетних

и защите их прав 1967 г. (далее – комиссия или КДНиЗП1) не учитывает многих реалий современной жизни и положений Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ №120-99 г.) в части компетенций КДНиЗП.

Именно система КДНиЗП остается ключевым звеном определяющим реакцию общества и государства на общественно опасные деяния несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста и не подлежащих уголовной ответственности, отклоняющееся поведение подростков и социальные причины, их вызывающие.

Проблема

Рассмотрение административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними и родителями, не исполняющими обязанности по воспитанию детей, также возложено на комиссию.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» именно КДНиЗП являются координирующим органом. Они призваны осуществлять меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. КДНиЗП должны также организовать контроль за условиями воспитания и обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также осуществлять меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних.
К сожалению, многие законопроекты о КДНиЗП, которые довелось анализировать автору, не предварялись концепцией, в которой фиксировалась бы ситуация, основные идеи, цели и задачи реформирования КДНиЗП. Чаще всего предполагается, что в КДНиЗП не хватает специалистов, маленький штат, следовательно, необходимо создать новую административную иерархию, начиная с федерального уровня, и увеличить штат. Если решить эти задачи, то КДНиЗП начнет работать на качественно новом уровне. Но, на мой взгляд, главными являются не организационные вопросы, а содержательные.

Правосудие по делам несовершеннолетних и КДНиЗП.

Сегодня проблематичным является сам способ работы комиссии с ситуациями, затрагивающими права и интересы несовершеннолетних. Не случайно многие представители КДНиЗП пытаются перестроить свою работу на низовом уровне. В итоге возникает сообщество представителей комиссий, получает распространение идея, что КДНиЗП может рассматриваться как основной элемент будущего правосудия по делам несовершеннолетних.


Для анализа ситуации, требующей переосмысления деятельности КДНиЗП, необходимо, на мой взгляд, обратиться к существу того качественного изменения, которое произошло в России с созданием КДН в 1918 г.. Е.А. Брылева, анализируя содержание Декрета от 14 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних», говорит, что «статьей Декрета устанавливалось, что «дела несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссий по делам несовершеннолетних». Более того, все дела лиц этой возрастной группы, которые к тому времени находились в производстве каких-либо судов, а также закончились осуждением, подлежали пересмотру указанными комиссиями (ст. 6 Декрета). В компетенцию комиссии входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направление их в одно из «убежищ» Наркомата общественного призрения (сообразно характеру деяния). Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав исполняли функции ювенальной юстиции»

.
По моему мнению, это ошибочный взгляд. Анализ работы судов по делам о малолетних, которые начали работать в России с 1910 г., показывает качественное отличие данных судов от КДН. Вот как выглядела работа судьи по делам о малолетних в начале ХХ века в Санкт-Петербурге:

«Сверх обычных в камере мирового судьи (кабинете судьи по делам о несовершеннолетних – Р.М.) помещений – канцелярии и кабинета судьи – в камере особого суда есть комната для попечителей, являющаяся канцелярией попечительской части, где хранятся попечительские книги, и специальная комната для бесед попечителей с малолетними и их родителями, которая также служит местом пребывания малолетних до отправления их в приют, если судья постановляет принять эту меру…
После чтения протоколов и допросов потерпевших судья предлагает малолетнему объяснить цель и обстоятельства совершения его проступка, затем в беседе с родителями и попечителем выясняет, может ли малолетний чем-нибудь заняться, если будет выпущен на свободу. Если это возможно, то судья, отложив разбор дела, оставляет малолетнего под совместным присмотром родителей и попечителя (выделено мною – Р.М.). При этом малолетнему разъясняется значение такой меры и берется с него обещание исправиться. Если малолетний, по сообщению попечителя, продолжает вести прежний образ жизни, судья изменяет меру пресечения и определяет поместить малолетнего в приют, откуда освобождает его только в том случае, если для него найдено какое-либо занятие и если обещания малолетнего исправиться достаточно заслуживают доверия. Надзор же родителей при первом же разборе дела назначается судьей лишь в том случае, когда он убеждается, что этот надзор будет действительным»

-----------------------------------------------------------------------------------

Приглашаем вас на ежегодную конференцию «Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: вызовы и стратегии»,

которая будет проходить с 5 по 7 июня 2013 г.

Конференция посвящена анализу опыта и разработке новых проектов в области распространения, укоренения и проведения программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. На этой конференции мы хотим обсудить следующие темы:

  • перспективы восстановительных практик в контексте реализации Национальной стратегии действий в интересах детей;
  • возможности использования восстановительного подхода в работе КДНиЗП;
  • итоги проекта по работе с пострадавшими и стратегии работы в области поддержки жертв общественно опасных деяний;
  • использование семейных конференций в профилактике социального сиротства;
  • направления использования восстановительного подхода в работе с обвиняемыми и осужденными несовершеннолетними, находящимися в местах лишения свободы;
  • место восстановительных практик в учреждениях образования в контексте реформирования системы;
  • проблемы и задачи работы региональных ассоциаций восстановительной медиации.

Конференция будет проходить в Институте международных социально-гуманитарных связей по адресу: Москва, ул. Антонова-Овсеенко, д. 6, стр. 1.
Проезд (три варианта):
1. станция метро "Улица 1905 года", (последний вагон из центра), далее троллейбус № 54 или маршрутное такси № 28 до остановки "Шмитовский проезд, детская больница № 9";
2. станция метро "Выставочная", далее 10 минут пешком;
3. с Белорусского вокзала (Можайское направление) до платформы "Тестовская", далее 5 минут пешком.

Для участия в семинаре необходимо зарегистрироваться, отправив заявки по электронной почте: Наталья Владимировна Путинцева
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 919 966 82 99.

Конференция проводится в рамках проекта, в котором используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 года № 216-рп, а также в рамках проекта «Дружественное детям правосудие», поддержанного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Рустем Максудов, президент центра «Судебно-правовая реформа»

Проект программы конференции