Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Медиация G2C G2B

Онлайн урегулирование споров в медиации, арбитраже и госуправлении

Содержание материала

В связи пандемией COVID-19 Верховный суд РФ и Экономический суд Республики Казахстан проявляют большой интерес к онлайн урегулированию споров. Достаточно исследовать графики сеансов видеоконференц-связи на сайте любого суда, где имеются оборудованные кабинеты, чтобы убедиться в исчерпании этого ресурса. В апреле 2020 г. возникли прецеденты использования Skype в процессе дел о наложении штрафа в период коронавирусной инфекции в порядке административного спора — в условиях пандемии не остается иного выбора для реализации Конституционного права на судебную защиту. Попробуем представить себе какие изменения судопроизводства и примирительных процедур ожидаются в «пост-коронавирусную» эпоху.

 

Устная сделка онлайн обретает юридическую силу 


Потребность в документообороте с использования мудьтимедийного контента наравне с письменным текстом необычайно высока в обществе. В числе стимулирующих факторов можно отметить: стремительные социальные изменения, мобильность граждан, рост числа конфликтов, конкуренция правовых систем, наконец, пандемия коронаваруса стала триггером перемен [1] для решения давно накопившихся проблем перегруженности судебной системы и её ориентации на «архаичные» технологии взаимодействия.


Важно отменить, что хотя видео-контент проникает в деятельность судов [2], размещается на сайте новостных агентств, правительственных и неправительственных организаций, но ему отводится лишь вспомогательная роль в сравнении с письменными документами. Кроме того, видео-контент не имеет персонализированного характера, не отвечает запросом конкретного заявителя. Господствующие социальные практики и традиционные институты предполагают обязательное участие профессиональных агентств в создании видео контента, обладающего потребительской ценностью, что что сопряжено с немалыми расходами на аппаратуру, рендеринг и др. что сужает круг потенциальных авторов видео контента. Частные лица, малый бизнес, неправительственные организации производят и распространяют видео контент преимущественно в развлекательных, культурных, рекламных и др. целях: музыка, танцы, досуг, обучающие курсы.


Такое положение дел ещё недавно было вызвано доминирующими в современном обществе стереотипами о необходимости использования студийного оборудования либо оборудования для организации телемостов, обязательного наличия технической квалификации у пользователей, доступностью высокоскоростных каналов связи (50 Мб. и более) для свободой передачи видео контента и др. Но стремительное распространение сетей передачи данных 4G и 5G персональных и планшетных компьютеров, смартфонов, а также специализированных программ для организации видео-конференсвязи создают благоприятные предпосылки для существенного изменения способов социальных коммуникаций. Барьером для новых видов социального взаимодействия, а именно в использовании видео документа наравне с письменным документом, являются традиционные институты современного общества. Сейчас же в Глобальной Сети представлена в избытке информация отвлеченного содержания, безадресная, оглупляющая, манипулирующая, прямая дезинформация - другими словами наносящая вред обществу.
Вместе с тем, благодаря цифровизации ряда госуслуг в России, расширения сети удостоверяющих центров для выдачи квалифицированной электронной подписи (КЭП) гражданам и бизнесу открылись возможности подписания любого документа, и даже видео-клипа, с помощью КЭП. Согласно ст. 5 ФЗ «Об электронной подписи» и ст. 160 ГК РФ такой электронный документ будет эквивалентен привычному документу с подписью и/или печатью, но в отличие от последнего даже более защищенным. (Конечно, главную роль в криптозащите играют «человеческий фактор»: небрежное обращение с персональными данными, нарушение правил хранения паролей, антивирусной защиты и т.п.)

Больше социальная, чем техническая . . .

Поскольку в современном обществе высока ценность видео контента, размещенного в глобальной сети Интернет, аунтифицированного и релевантного обсуждаемой проблемной ситуации, будь то заключение сделки, урегулирование конфликта, оказание деловых, социальных либо государственных услуг, автор и возглавляемая им организация предприняли эксперимент, направленный на удовлетворение данной потребности, творчески развивая общеизвестные образовательные технологии [3, 4] и технологии онлайн разрешения споров [5-7] и расширяя сферу применения этих технологий.


В двух словах, процесс создания персонализированного видео- контента насчитывает следующие этапы:
1) Автоматическая запись сессий диалога / медиации / судебного заседания / гос. услуги непосредственно с помощью веб камеры и акустической системы штатными программами операционной системы;
2) Квантизация (автоматическая нарезка) видео потока на смысловые фреймы (можно задать автоматический режим создания нового видео клипа каждые 2-4 мин. в зависимости от динамики сюжета и социальной ситуации (далее для простоты - фрейм). Автозагрузка фреймов на хостинг в сеть Интернет на выделенный канал в режиме защищенного доступа.
3) Фильтрация «информационного шума» при необходимости конкатенация смежных фреймов. Перерывы в работе, перелистывание страниц, паузы и т.п. сильно рассеивают внимание Этот информационный шум должен быть удален. Здесь же возможна конкатенация смежных фреймов. (На практике на 2 - 3 часа съемок возникает потребность в конкатенации не более 1-3 фреймов);
4) Аннотирование, индексация и автоматическое распознавание речи (титры создаются автоматически например в YouTube на английском языке, с некоторыми потерями качества — на русском). Технологии нейронных сетей и машинного обучения могут обеспечиить протоколирование судебного процесса в автоматическом режиме.
5) Агрегирование. Группировка фреймов в списки, с помощью ключевых слов, тэгов, ключевых полей, ассоциативных связей и др. Для последующего поиска иллюстраций, а также видео с помощью распознавания образов и «видео слов» [8].
6) Определение режима доступа к полученным фреймам, для личного, ограниченного разделяемого, группового или открытого доступа.
7) При необходимости — аутентификация фрейма, т. е. сопровождение его электронной подписью (ЭП), вставка фрейма в письменный документ либо документооборот видео фрейма наравне с письменным документом.

 Экземпляр судебного акта на бумажном носителе приобщается к материалам судебного дела. Экземпляр судебного акта в форме электронного документа хранится в системе автоматизации судопроизводства.


Применение технологии в урегулировании споров

Гиперссылка компактна и не приводит к ощутимому увеличению объема документа, который может быть легко передан по электронной почте, приобщен - «подшит» к судебном делу, в архив заключенных сделок, в базу данных делопроизводства, в государственный реестр для учета прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.д..
Отснятый контент, будучи прокомментированный и загруженный на видео-хостинг [10,11] в открытом или ограниченном доступе представляет собой ценный ресурс для последующего группового анализа. Возможна индексация и ссылки и ставка видео-контента в документы с помощью средств HTML и несложной базы данных по ключевым словам поиска и тематическим каналам. Сообщество экспертов — это конкретное социальная группа, на которую ориентирован фрейм, производит селекцию удачных содержательных видео клипов, отфильтровывая ненужное. Таким образом производится информация, обладающая потребительской ценностью.

 




Описанная социальная технология опирается на общераспространенное оборудование, доступные сети коммуникаций и её новизна находится больше в социальной плоскости, чем в технической. Сфера возможного применения описанной социальной технологии - деловые переговоры и разрешение конфликтов, путем переговоров, медиации, арбитража и др. альтернативных методов, а также для проведения имитационных сессий медиации (симуляционные сессии) для электронного обучения eLearning медиации [12], конфликтологии и др. альтернативным методам разрешения конфликтов.
ODR — Online Dispute Resolution, Арбитраж и медиация онлайн описаны в литературе [6,7]. Однако без возможности передачи невербальной информации за счет мимики, жестов и без систематической работы с архивом отснятого видео контента, размещенного в Глобальной сети и его активным использованием в ряде социальных сфер, что представляет наибольший интерес и отвечает вызовам современного общества.
Так например, с участием автора было проведено несколько сотен имитационных сессий медиации, примирительных процедур, арбитража (третейского разбирательства), а также было урегулирован ряд экономических споров между предприятиями малого бизнеса.

Краткое описание эксперимента


Описанная выше технология хорошо работает в синтезе с открытыми учебными платформами, например MOODLE и ряд других открытых и закрытых систем управления учебным контентом, включая те, которые поддерживают формат SCORM. Сибирский Центр медиации создал онлайн сервис на основе MOODLE, (ссылка dogovor.emediator.ru) где сторонам конфликта предлагается урегулировать спор сначала на досудебном этапе, затем в процессе судебного разбирательства, после — на стадии исполнительного производства. При этом каждой группе конфликтующих, ими могут быть истец/истцы, ответчик /ответчики, третьи лица в споре открывается новый курс. Режим «учебных групп» - изолированный, так что есть форумы для раздельного обсуждения проблемной ситуации с медиатором или арбитром — судьёй. Вместе с тем, имеются форумы совместного обсуждения проблемной ситуации. В обоих случаях форумы легко справляются с потоками информации, включая гиперссылки на папки с облачным хранилищем. Например, истец готовит свои требования в формате pdf документов, подписывает их с помощью КЭП и загружает в облако. Далее публикует гиперссылку на определенной ветке форума, сопровождая устными пояснениями, записываемыми на веб-камеру. Клипы должны быть лаконичными и также подписаны КЭП. Ответчик в той же папке может разместить отзыв, возражения по заявленным доводам истца и также подписать каждый цифровой документ КЭП. Далее судья может разместить определение / судебный акт в этой же папке или в иных ветках форума. Здесь важную роль играют правила организации делопроизводства, они должны быть простыми, а организация информации максимально унифицированной.
В аналогичной форме документируются сессии медиации.

В результате коммерческих споров примерно в 85-90% случаев даже полученный мировое соглашение исполнительный лист сдавался обратно в суд на уничтожение в связи с добровольным исполнением должником.


Отличительные черты

 


Отличительные черты рассматриваемой социальной технологии
1. разделяемые в процессе диалога ресурсы быстро загружаются на видео и др. хостинг для последующего анализа, конструктивной критики непосредственно в течение одного занятия, сессии;
2. экс-территориальный, дистанционный характер сессий диалога, с возможностью. интерактивного взаимодействия как в режиме реального времени, так и асинхронно с помощью форумов, тестов заданий с упором на видео-контент [13];
3. синтез наряду с речью невербального взаимодействия  участников диалога без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы; интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения;
4. одновременная передача изображения наряду с обсуждаемой текстовой, графической,  звуковой и видео информации участникам диалога;
5. структурированный процесс диалога участников, использование медиативных техник под управлением модератора или медиатора, возможность управления фокусом внимания, поддержки образцов конструктивного взаимодействия, нарративный подход ;
6. возможность работы двух и более со-ведущих (ко-медиаторов), разделяющих единые правила и процедуры взаимодействия;  
7. возможность проведения конфиденциальных кокусов и пре-кокусов в режиме реального времени с избранными участниками;
8. акцент на релевантный видео сюжет обсуждаемым вопросам в форуме, задании, тесте. Группировка большого числа видео сюжетов с помощью созданных списков, библиотек, баз данных с возможностью индексирования и поиска по ряду ключей (буквенно — цифровые выражения, даты, математические формулы)
9. возможность  проведения «мозговых штурмов» благодаря активной вовлеченности участников, их со-авторству в создании разнообразного контента, как текстового, так и аудио-видео.
10. стимулирование спонтанности  и творческого поиска, нахождение наилучших вариантов разрешения проблем,  совершенствования профессиональных техник в работ  и обучении.


И другие социальные сферы


Сибирский Центр медиации разделяет убеждение, что изложенную социальную технологию можно применить на практике в сферах:
• Медиация и разрешение международных конфликтов онлайн;
• Заключение сделок;
• В сфере деловых услуг;
• В сфере дистанционного образования и проведения групповых тренингов;
• В сфере международных научных конференций;
• Для организации телемостов с др. городами и странами;
потенциально возможные сферы применения:
• В сфере социальных услуг;
• В сфере оказания государственных услуг и др.

Представим себе, какие социальные сферы получат толчок для развития благодаря рассматриваемой социальной технологии? Данная технология позволяет легко запротоколировать в наглядной для восприятия форме достигнутые договоренности, результаты совещания, трудовое соглашение или результаты аттестации, распоряжения и др.

Позиция Верховного суда РФ

В случае использования электронной подписи или её аналога, произнесенные перед веб-камерой или смартфоном условия соглашения будут иметь силу письменной сделки в силу п. 2. ст. 160 ГК РФ и Закона «Об электронной подписи» ст. ст. 5 Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ а также на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 57 г. Москва "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" где определено понятие квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее также - квалифицированный сертификат) - электронный документ или документ на бумажном носителе, созданный аккредитованным удостоверяющим центром либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи, подтверждающий принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу квалифицированного сертификата и соответствующий требованиям, установленным Законом об электронной подписи и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами

ст. 26 судебный акт выполняется в форме электронного документа, наряду с таким документом изготавливается экземпляр на бумажном носителе, подписанный собственноручно судьей (судьями) (часть 1 статьи 13 ГПК РФ, часть 5 статьи 15 АПК РФ, часть 11 статьи 16 КАС РФ, часть 2 статьи 4741 УПК РФ, пункт 4 статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти"). Экземпляр судебного акта, выполненный в форме электронного документа, и экземпляр судебного акта, выполненный на бумажном носителе, имеют равную юридическую силу.


Экземпляр судебного акта на бумажном носителе приобщается к материалам судебного дела. Экземпляр судебного акта в форме электронного документа хранится в системе автоматизации судопроизводства.

(аналогичные нормы есть в гражданских кодексах др. стран, а электронное транзакции стали привычными в финансовой, коммерческой сфере) и станут основанием для возникновения, изменения, прекращения юридических прав и обязанностей, что обеспечивает требуемую временем динамику хозяйственной деятельности, способствует быстрому и неформальному разрешению споров в ряде деловых и социальных сфер.


Интересно отметить, что описанные выше видео-фреймы идеально подходят для уплотнения положительной истории взаимодействия конфликтующих сторон. (Монк и Уинслейд [14]), являясь практическим инструментом для воплощением концепции фрейминга и рефрейминга Грегори Бейтсона [15].
Заметим, что медиацию между разъяренными супругами, преступником и жертвой безопаснее урегулировать не в кабинете с «тревожной кнопкой» и «конспиративными явками», как рекомендует Лиза Паркинсон [16]- семейный медиатор из Англии, а онлайн, когда контрагенты находятся в разных кабинетах и общаются через веб-камеру. Массово распространенный скоростной интернет и большие экраны обеспечивают высокое качество связи и условия для вербального и невербального взаимодействия.
Групповая работа в бизнесе, в сфере государственных услуг

 

Данная социальная технология позволяет организовать групповую работу в бизнесе, в сфере государственных и социальных услуг на качественно новом уровне, способствует деловой активности и созданию рабочих мест в малых городах и отдаленных районах. (При этом Сибирский Центр медиации отдает себе отчет в том, что далеко не все государственные служащие готовы к диалогу онлайн с гражданами — привычнее «спрятаться» за «витиеватыми» документом, чем дать устный ответ под видео-протокол). Описанная социальная технология позволяет в наглядной форме выделить квант социального взаимодействия и произвести объективный анализ ценности информации, а следовательно принятого управленческого решения, для конкретной социальной группы.
В конечном счете, системы государственного и корпоративного управления, разрешения споров, основанные на традиционном документообороте, не удовлетворяют запросам пост-индустриального общества. «Устный» диалог граждан с органами власти должен стать неотъемлемой частью электронного правительства, для формирования отношений доверия и в конечном счете для обеспечения легитимности власти.

Ссылки


1. См. например видео- приемная Skype Калужского арбитражного суда https://kaluga.arbitr.ru/about/receiving_complaints/Skype
2. См. сайт Высшего арбитражного суда РФ http://www.arbitr.ru/
3. Golann, “Using Video to Teach Negotiation and Mediation”, Dispute Resolution Magazine, Winter 2007, p. 8-11,
4. Benjamin & Adler, “Reel Negotiation: The Good, The Bad, And The Ugly: Reflections Of Negotiation And Mediation In Film”, (October 2006)
5. Rabin, “Making and Using Films to Teach Negotiation”, (June, 2010) Program on Negotiation at Harvard Law School
6. O’Neil, “How I Learned to Stop Worrying and Love the Camera: Video in Negotiation Pedagogy”, (May, 2011) Program on Negotiation at Harvard Law School
7. Virtual Mediation Lab см. проект Джузеппе Лионе есть перевод на русский язык см. пост «Виртуальная лаборатория медиации» в twitter.com на странице @edogovor
8. См. эксперимент «Остров» по революционному изменению поиска видео информации. Александр Месаркишвили «Яндекс» значительно расширяет возможности своего поиска // Газета «Коммерсант» 26 Июля 2013 г.
9. Vimeo.com популярный сервис, объединяющий в себе видео хостинг и средства для управления продвижения видео контентом, со штаб квартирой в Нью Йорке все права защищены LLC VIMEO's Copyright Agent
10. YouTube.com - Веб-сайт YouTube, основанный в феврале 2005 года, позволяет миллиардам пользователей находить, просматривать и делиться ранее созданными видеороликами. Права принадлежат YouTube, LLC, США
11. Google Docs позволяет хранить файлы в Интернете и на жестком диске, а также получать к ним доступ откуда угодно, даже если вы находитесь в дороге. ©2012 Google
12. Robert Smith Teaching Videos in Mediation Training: Why Use Them and How To Do it Well (9/21/12)
13. Примеры имитационных сессий медиации в режиме онлайн www.youtube.com/eMediator1, www.youtube.com/eDogovor.
14. Монк и Уинслейд «Нарративная медиация» 2002 Судебная правовая реформа
15. Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. Д. Я. Федотова, М. П. Папуша. - М.: Смысл, 2000.
16. Лиза Паркинсон «Семейная медиация» Год выпуска: 2010 ISBN: 978-5-98872-012-6

* * *