Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Восстановительное правосудие: не только медиация

Драка в школеПримирительная встреча была посвящена разрешению ситуации, когда три мальчика в течение нескольких месяцев избивали другого. И здесь реализовался один из главных принципов восстановительного правосудия - принцип ответственности. Я как медиатор организовал разговор по кругу с вопросом, чувствуют ли свою ответственность ученики класса за постоянные драки. Предоставим слово авторам книги «Круги примирения. От преступления к сообществу»:

Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание

«Поскольку Круги основываются на предположении, что все взаимосвязано, что мы живем во взаимозависимом мире, они открывают возможность коллективного подхода к ответственности. Этот подход не отрицает индивидуальную ответственность, однако уравновешивает ее с ответственностью семьи, общины и общества. Опираясь на глубокую взаимосвязь, Круги дают ответ на преступление, который звучит следующим образом. Как семья или община, мы несем долю ответственности за происшедшее, поэтому мы обязаны содействовать исправлению ситуации и помочь человеку, причинившему вред, признать свою вину и взять на себя ответственность за содеянное. В некотором смысле мы все ответственны друг перед другом» [1].

 Разработали план предотвращения драк в школе

В ходе проведения этой встречи, по моему мнению, удалось реализовать именно данный принцип. Ученики взяли ответственность за происходящее в классе и разработали план предотвращения драк.
Впоследствии мы продолжали искать форму и технологическую конструкцию для тех случаев, в которые не умещается формат медиации жертвы и правонарушителя. Это были случаи, когда в работе была задействована семья и конфликтные и криминальные ситуации с большим количеством участников (иногда до 50 человек). Были попытки разработки таких форм, которые мы назвали Круги заботы и школьные конференции. Эти формы не получили своего развития и мы в основном разрабатывали концепцию и технологию медиации жертвы и правонарушителя, которая впоследствии была преобразована в концепцию и технологию восстановительной медиации.

Восстановительное правосудие в школе 

Несмотря на это до 2003 г. велись поиски различных теоретических и технологических форм, которые, с одной стороны, позволяли бы работать с классом ситуаций, охватывающих значительное число людей, с другой – отвечали бы принципам и ценностям восстановительного правосудия. И ссылки на такого рода программы как Семейные конференции и Круги правосудия уже содержались в основополагающей для восстановительного правосудия работе Ховарда Зера[2]

Важные теоретические и ценностные основы Кругов

Продолжение образовательно-теоретических разработок в области Кругов сообществ в России можно датировать моим участием в тренинге по Кругам под руководством Марка Уеджа и его коллег летом 2002 г. в Крыму, который был организован украинским Центром «Согласие». Впоследствии я выступил на семинаре в Центре «Судебно-правовая реформа» с докладом о моем участии в данном тренинге. Хотя и после этого обсуждения практика Кругов, к моему глубокому сожалению, не получила распространения в России, данный семинар дал возможность обозначить важные теоретические и ценностные основы Кругов, а также вопросы для дальнейших разработок. Важным моментом осмысления идеи Кругов было, как отметила в свое время Анна Грасенкова, то, что люди на Кругах начинают чувствовать взаимосвязь между собой, что не каждый сам по себе достигает своих личных целей, а что они друг на друга влияют и помогают друг другу. На семинаре обсуждались идеи, важные для проведения Кругов: осознанная опора на ценности в ходе проведения Кругов, включение ресурса сообществ в работу с конфликтами и преступлениями, особое выстраивание процесса, отличного от медиации жертвы и правонарушителя.

Читайте полный текст статьи КРУГИ СООБЩЕСТВ: НА ПУТИ К СОЗДАНИЮ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ

Биография

 Максудов Рустем Рамзиевич – Председатель Всероссийской ассоциации Рустем Максудоввосстановительной медиации, президент Центра «Судебно-правовая реформа», практикующий медиатор в программах восстановительной медиации, кругов сообществ и семейных конференций, сертифицированный тренер в области медиации, стаж работы в области медиации 15 лет, разработчик восстановительного подхода в работе с конфликтами и криминальными ситуации в России, автор 5 книг и более 100 статей в области медиации, восстановительного правосудия, ювенальной юстиции, криминологии и судебной реформы, член Европейского форума по восстановительному правосудию.

 

---------------

Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание: Пер. с анг./Общ. ред. Л. М. Карнозовой. Коммент. Л. М. Карнозовой и С. А. Пашина – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. С.131-134.

--------