За диалог с судами

Печать

С2

Высокий уровень доверия общества к судебной системе - это залог модернизации общества. Без возможности эффективной защиты прав личности и прав собственности / бизнеса нечего терять время на бесплодные дискуссии о создании благоприятного делового климата. Без доверия нет кредита, нет торговли - остается лишь прозябание.

 

По данным официальной статистики лишь 1 из 5 граждан (точнее 19,1%) выразил доверие к суду в 2005 г. В 2013 этот показатель остался на том же уровне  19,1%  - вот парадокс или небольшое "техническое" улучшене показателя :-)  Потому что в целом, уровень доверия год от года снижается. Пьяный судья, судьи положивший ноги на стол, судья, приговоривший самого себя к повешиванию и исполнивший этот приговор - всё это результат закрытости судебной системы. *

* См. нашу группу в Facebook.com Судьи которые играют в игры

 

Кастовость и корпоративность превращает любую организацию в болото. В рамках поддержки социальных инициатив, мы выступаем за диалог с судами. Тема диалога - сбережение 300 млрд руб. для России за счет эффективных судебных процедур в сфере банкротства граждан и применения в работе мобильных технологий защиты прав граждан. И надо отметить, часть наших предложений принято!

Снижена госпошлина с 6000 руб. до  300 руб. (просили до 600 руб. - снизили даже больше, чем мы ожидали!) 

Снижен тариф вдове на публикации о банкротстве в газете "КоммерсантЪ"  (просили убрать такие публикации для граждан совсем, оставив лишь Единый Федеральный реестр свкедений о банкротстве).

 

Далее приводим фгармент письма в Верховный суд РФ. Почтите - это любопытно.

 

 

О существующих препятствиях на судебную защиту


По данным статистики за год с момента начала действия Закона «О банкротстве», из 4,5-6 млн. граждан-экономических банкротов лишь в отношении 33 000 россиян были начаты судебные процедуры и только 2000 заявителей смогли эти процедуры закончить1. Этот означает, что программы судебной защиты граждан — должников от кредиторов на практике работают лишь в редчайших случаях. Общеизвестно, что сложность сбора документов, необходимость заполнения многочисленных документов и соблюдение процедур ФЗ «О банкротстве»2 способствует удорожанию услуг по сопровождению процедур банкротства граждан. Цены формируются по рыночным законам спроса и предложения и достигают 150 -200 тысяч рублей в зависимости от региона России и уровня жизни населения. При таком положении дел возникает имущественный и квалификационный ценз в реализации права на судебную защиту, что сильно ограничивает Конституционные права граждан. Потребительские кредиты в ряде случаев — это опасные для имущества и здоровья гражданина финансовые услуги. Для рядовых граждан: работников бюджетной сферы, врачей и учителей услуги по защите прав в споре с кредиторами могут быть сопоставимы с годовой заработной платой и даже превышать её.

 

О вытеснении социальных отношений за пределы правового поля


Пользуясь сложившимся дисбалансом в отношениях гражданин — финансовое учреждение в пользу последних, ряд банков, страховых компаний и микрофинансовых учреждений навязывают дискриминационные условия сотрудничества. Широко практикуются незаконные методы психологического и иного давления со стороны коллекторов в отношении законопослушных граждан, которые нуждаются в судебной защите как жертвы недобросовестной, недостоверной рекламы либо недостаточной квалификации. В российском обществе сформировалась негативная дискурсивная позиция в отношении тех социальны групп, которые попали в «ловушку бедности». Эти социальные группы на практике бесправны. Депривация права рядовых россиян на урегулирование конфликта с кредиторами в рамках нормативного регулирования зачастую воспринимается более обеспеченными слоями населения как нормальное явление. Такие социальные практики умалят авторитет судебной власти и способствуют криминализации общества, что не может не вызывать беспокойства.

 

Социальная инициатива


Более 1 года назад наш Центр выдвинул инициативу № 13314 «Социальный сервис банкротства граждан и урегулирования конфликтов с кредиторами» в Агентство стратегических инициатив, или говоря коротко: «Банкротство в один клик». В этом проекте мы предложили упростить форму заявления о банкротстве гражданина до одной страницы, оставив среди значимых полей лишь ФИО, дату рождения и паспортные данные заявителя / супругов-заявителей, а также поле «объявляю/объявляем себя банкротом/банкротами». Что касается все иных документов, которые уже содержаться в государственных реестрах и щедро «проплачены» пошлинами и ожиданиями в очередях, то их предлагалось запрашивать/истребовать уже в процессе рассмотрения дела в электронном формате взаимодействия от государственных организаций или банков и микрофинансовых организаций.

К сожалению, АСИ, Центральный банк РФ, Министерство юстиции РФ, Минэкноравития РФ данную инициативу не поддержали, хотя никакого государственного финансирования не предполагалось, а экономический эффект от реализации предлагаемых нами мер позволил бы сберечь обществу 300 миллиардов рублей в виде непроизводительных потерь из-за заполнения бессодержательных по своей сути заявлений и повторного истребования информации от гражданина, уже имеющейся в государственных реестрах3.

Возможное решение острой социальной проблемы

Поэтому наш Центр разработал собственными силами и средствами программу Бакрот1клик — мобильный инструмент для создания юридических документов с целью защиты прав граждан в сфере потребительского кредитования и страхования. Эта программа позволяет на основе авто-анкетирования заявителя за тридцать секунд подготовить сложное заявление со всеми приложениями для подачи в арбитражный суд с соблюдение правил подсудности. Программа «помнит» все арбитражные суды России и подсказывает как до них дойти, содержит списки всех действующих саморегулируемых организации арбитражных управляющих и сотню экспертов.


Пользователю не нужно владеть юридическими знаниями для того, чтобы ввести свои фамилию имя и отчество и др. личные данные, а также ответить на несложные вопросы об имущественном и социальном статусе — и программа сама создает требуемые заявления, необходимое приложения к ним, которые впоследствии примет и рассмотрит суд с соблюдением правил подсудности. Программа был протестирована на примере двух десятков должников и доказала свою эффективность. Программа имеет подробную инструкцию и доступна в Google Play а также по ссылке Бакрот1клик


Программа содержит реестр экспертов и финансовых управляющих от Калининграда до Абакана, от Архангельской области до Казахстана. Каждый гражданин, оформивший подписку на программу, может выбрать наиболее подходящего эксперта и финансового управляющего на основе хорошо продуманных критериев и рейтинга, учитывающего не только профессиональные качества, но качество услуг. При этом стоимость подписки, начинается от 600 руб. в мес. С возможностью скидки в зависимости от срока подписки.

 


Почему в составе госуслуг должна быть возможность мобильной подачи заявления о банкротстве?


Все эти особенности позволяют устранить «преимущество в силе» финансовых учреждений в споре с гражданами и стимулировать стороны к конструктивному диалогу на основе доброй воли, компромиссов и поиска оптимальных вариантов сотрудничества с использованием миротворческих процедур, включая медиацию. По нашему мнению, программа Бакрот1клик или аналогичная, избранная на конкурсной основе, должна быть включена в состав публичных либо государственных услуг, оказываемых многофункциональными центрами в условиях современных коммуникаций и ориентира на обеспечения равного доступа к правосудию вне зависимости от дохода и региона проживания. Такая несложная мера государственной поддержки не требует затрат ос стороны государства и позволила бы сберечь российскому обществу примерно 300 млрд. рублей **

** Расчет приведен в публикации М.А. Авдыев Институциализация медиации для урегулирования массовых социальных банкротств россиян или как сберечь 300 миллиардов для России// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №12 (60). Номер статьи: 6001. Дата публикации: 2015-12-24 . Режим доступа: http://sovman.ru/article/6001/

 

Кроме того, «мобилизация» такого важного социального сервиса как банкротство граждан, по нашему мнению, существенно разгрузит работников аппарата арбитражных судов, избавит юридические компании от рутинной работы и создаст условия для обеспечения прав на судебную защиту самых широких слоев населения - а далее всё будет решать арбитражный суд в открытом состязательном процессе.

О «приватизации» государственных информационных ресурсов судебной системы неизвестными частными лицами


К сожалению, эффективность работ программы, позволяющей собрать необходимые данные о должнике методом анкетного опроса, значительно снижается из-за невозможности обмена с системой управления базами данных Верховного суда РФ посредством общепринятых информационных протоколов. В настоящее время все эти документы необходимо доставить в суд лично / курьером либо загрузить в электронной форме через специализированный сайт «Мой арбитр». Это заставляет заявителя повторно вводить данные о должнике и его имущественном / социальном статусе, данные о кредиторах и кредитном портфеле, копии договоров и банковских выписок. Специфика споров с участием граждан — должников предполагает подготовку 150-180 листов текста, составление описи примерно из 40-70 документов. Эта трудоёмкая процедура вызывает много ошибок как на стадии ввода, так и чтения, проверки документов со стороны работников судебного аппарата.


Заявитель потратил много десятков часов на составление сложных шаблонов для генерации судебных pdf — документов на основе введенных пользователем данных. Общемировая практика складывается по пути обмена подобной информацией через — информационные потоки (webhook) на основе протоколов обмена информации (например JSON). Технологически нет никаких препятствий загружать совершенно корректные данные и документы на сайт ВС РФ через тот же протокол для аутентифицированных пользователей «Мой арбитр», что значительно сбережет время отделов делопроизводства системы арбитражных судов и заявителей, будет способствовать задачам обеспечения доступности правосудия особенно по таким объемным делам как банкротство граждан.
Возможность обмена с использованием удобных информационных протоколов в системе «Картотека арбитражных дел», и надо полагать, органически связанной с ней системой «Мой арбитр» уже действует, но несколько странным образом. Накануне Заявитель обратился с запросом в департамент информационных технологий Верховного суда, реагируя на открыто опубликованное предложение: "Для подключения к API сервису kad.arbitr.ru позвоните по номеру 8(800)100-80-33, либо напишите на email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Полная документация по API высылается по запросу."

Это частно-государственное партнерство или нечто ещё?


В результате Заявителю был выставлен счет на 5500 руб. и дополнительно 6400 руб. за «Базу организаций по Москве в кол-ве 364631». При этом в качестве реквизитов получателя был указан владелец Сберкарты № 4276 4400 1134 4261. Как следует из проведенной транзакции руководителем Заявителя через систему Сбербанк Онлайн (чек прилагается) владельцем счета является некий гражданин ПАВЕЛ БОРИСОВИЧ К.

Конечно, очень радует возможность эффективного информационного обмена с судебной системой. Но совершено непонятно, почему за счёт такого важного государственного информационного ресурса извлекает коммерческий доход частное лицо? Если это лицо — постороннее по отношению к судебной системе, то каким образом оно взломало доступ к информационной системе kad.arbitr.ru? Удивляет точность и актуальность информации, предлагаемой по коммерческим тарифам. Предполагая надежность информационной защиты, Заявитель не исключает возможные коррупционные проявления при работе с государственными информационными ресурсами, сговор сотрудниками департамента информационных технологий ВС РФ либо организации, предоставляющей информационные услуги по аутсорсингу. Это должно быть предметом отдельного служебного расследования.

Адресат: Cтарший оперуполномоченный по ОВД отдела "К"
ГУ МВД России по Новосибирской области
майор полиции Степаненко Михаил Сергеевич
8-(383)-232-28-57

Уважаемый Михаил Сергеевич!

В ответ на Ваш запрос см. наше обращение к Минкомсвязи во вложении. Там есть все приложения, информация о контрольной покупке, информация о лице, торгующем данными из гос. реестра / баз данных . Обращение было направлено от Сибирского Центра конфликтологии, НП. К сожалению, ресурсы нашей организации очень ограничены для продолжения каких либо дополнительных шагов, направленных на создание благоприятной правовой среды в России. 

Убедительно просим Вас / Ваших коллег продолжить эту важную работу.

 

 

Вместе с тем, «бойкая торговля» государственными информационными ресурсами указывает на наличие неудовлетворенного спроса в современном российском обществе. Это должно быть сигналом для наискорейшего создания возможности обмена данными с «Картотекой арбитражных дел» и «Мой арбитр» по современным протоколам, например JSON.

 


Как должно осуществляться информационное взаимодействие граждан с органами власти?


В эпоху декларированного Президентом России курса на максимально широкий охват всех населенных пунктов сетью интернет, принимая во внимание массовое распространение мобильных устройств, а также доступность всё большего широкого спектра государственны услуг онлайн, благодаря усилиям Минкомсязи в координации с другими ведомствами, необходимо обеспечить равный доступ граждан и организаций к государственным информационным ресурсам судебной системы, на только тем, кто так или иначе способен извлекать данные из государственных информационных ресурсов.
При разработке программы Бакрот1клик, Заявитель столкнулся с острой нехваткой таких ресурсов как регионы, города и населенные пункты России, реестр судов общей юрисдикции, реестр судебных участков для обращения в мировые суды по правилам подсудности. Программа Банкрот1клик охватывает лишь наиболее типичный случай банкротства гражданина / семейной пары. Вместе с тем, действие программы может быть расширено и на суды общей юрисдикции России, с рубрикацией по типовым ситуациям: семейный спор, трудовой спор, потребительская сфера и др. Такие задачи можно обсудить в рамках госзаказа.


Очень желательно проводить государственные конкурсы на разработку мобильных приложений для публичных / государственных и социальных услуг. В настоящее время сдерживает развитие нормального конкурентного процесса разработки мобильных социальных сервисов для широких слоев населения лишь не адекватные времени информационные коммуникации с государственной судебной системой. Не случайно в отзывах на сайтах судов общей юрисдикции часто можно встретить жалобы на невозможность получения информации о дате слушания дела по телефону или заказным письмом.

Уважаемый Вячеслав Михайлович, надеемся на конструктивный диалог и оперативное реагирование по обозначенным проблемам.