Когда присяжные выбирают между пожизненным заключением и смертной казнью, они, как правило, основываются на том, раскаивается ли подсудимый в своих действиях. Царнаев приносил свои извинения, но при взгляде на него присяжные видели лишь каменное лицо. Моя лаборатория находится в паре километров от места, где произошли взрывы на Бостонском марафоне 2013 г. Выживший подрывник, Джохар Царнаев, был осуждён и приговорён к смертной казни.
Да, Царнаев виновен, в этом нет сомнений. Он убил и покалечил ни в чём неповинных людей, и я не собираюсь это оспаривать. Моё сердце полно сочувствия к пострадавшим. Но как учёный я должна сказать, что присяжные в принципе не могут распознать раскаяние или любые другие эмоции у кого бы то ни было. На это не способна ни я, ни любой из вас, и всё потому, что эмоции — это не то, что нам кажется. У них нет универсального способа выражения и определения. Это не запрограммированные в мозге реакции, которыми нельзя управлять. Мы очень долгое время заблуждались относительно самой природы эмоций. И понимание действительной сущности эмоций имеет важные последствия для всех нас.
Я изучаю эмоции с научной точки зрения вот уже 25 лет. В лаборатории мы исследовали лица людей, измеряя электрические импульсы, из-за которых лицевые мышцы сокращаются и меняют выражение лица. Мы тщательно наблюдали за телом человека в контексте эмоций. Мы проанализировали сотни исследований по физиологии, в которых участвовали тысячи испытуемых. Мы просканировали мозг сотен людей и проанализировали все исследования по визуализации эмоций, опубликованные за последние 20 лет. И результаты всех этих исследований в большинстве своём совпадают. Вам может казаться, что ваши эмоции запрограммированы и активируются независимо от вас, но это не так. Вы можете верить, что в ваш мозг заложены некие эмоциональные схемы, что вы рождаетесь с конкретным набором эмоций, но это не так. На самом деле ни у кого из присутствующих нет в мозге готовых эмоциональных схем. И ни один мозг на Земле не обладает готовыми эмоциональными схемами.
Так что же такое эмоции, в самом деле?
Так вот, пристегните ремни, потому что... Эмоции — это предположения. Это догадки, которые ваш мозг конструирует в тот момент, когда миллиарды клеток взаимодействуют друг с другом, и у вас есть больше контроля над этими догадками, чем вы можете себе представить.
Если вам кажется, что это звучит нелепо или дико, то я вас понимаю, ведь, честно говоря, если бы я сама не видела доказательств, десятки лет доказательств, самолично, то я вполне уверена, что сама бы в это не поверила. Но суть в том, что эмоции не встроены в наш мозг при рождении. Они там создаются.
Чтобы понять, что я имею в виду, взгляните сюда. Прямо сейчас ваш мозг работает в безумном режиме. Ваши нейроны активизированы донельзя, чтобы придать этому значение, чтобы вы увидели что-либо другое, нежели просто чёрно-белые кляксы. Ваш мозг анализирует опыт, полученный на протяжении всей вашей жизни, создавая одновременно тысячи предположений, взвешивая их вероятности, пытаясь ответить на вопрос: «На что это больше всего похоже?» Не «Что это такое?», а именно «На что это больше всего похоже из всего моего прошлого опыта?» И всё это происходит в мгновение ока. Если ваш мозг всё ещё пытается найти подходящее сравнение и вы до сих пор видите чёрно-белые пятна, значит вы в состоянии, называемом «эмпирическая слепота». И сейчас я излечу вас от этой слепоты. Это моя любимая часть. Вы готовы к исцелению?
Вы готовы к исцелению?
Вот именно. Итак, сейчас многие из вас видят змею, а почему? Потому что в то время, как ваш мозг перебирает весь прошлый опыт, он обнаруживает новое знание — знание, которое вы получили от фотографии. И на самом деле здорово, что знание, которое вы получили лишь мгновение назад, влияет на то, как вы воспринимаете эти кляксы сейчас.
Итак, ваш мозг создаёт изображение змеи, где змеи нет, и такого рода галлюцинацию нейроучёные вроде меня называют «предположением».
Предположения — это, по сути, и есть механизм работы мозга. Это привычное для него дело. Предположения — основа каждого опыта, который вы приобретаете. Это основа каждого действия, которое вы совершаете. Вообще-то, предположения позволяют вам понять слова, которые я произношу по ходу того, как я открываю...
Публика: Рот. Лиза Фельдман Барретт: Рот. Вот именно.
Предположения первостепенны. Они помогают нам осмыслять мир быстро и эффективно. Ваш мозг не реагирует на окружающий мир. Используя опыт прошлого, он предполагает и создаёт ваш опыт восприятия окружающего мира.
То, как мы видим эмоции в других людях, коренится в предположениях. Нам кажется, что мы просто смотрим на чьё-то лицо и расшифровываем мимику, словно читаем слова, написанные на бумаге. Но на самом деле в черепной коробке ваш мозг лишь делает предположения. Он использует опыт прошлого, основанного на схожих ситуациях, чтобы попытаться придать значение. В этом случае вы извлекаете смысл не из клякс, вы извлекаете смысл из мимики, например изгиба губы или приподнятой брови. А этот бесчувственный взгляд? Это может быть беспощадный убийца, но такой взгляд может также означать, что человек стоически принимает поражение, что вообще-то является одним из постулатов чеченской культуры, как в случае Джохара Царнаева.
Суть этого урока в том, что эмоции, которые, как вам кажется, вы видите в других людях, на самом деле отчасти отражают то, что у вас в голове. Это характерно для зала суда, но то же происходит и в школе, и в спальне, и в зале для заседаний.