В начале года Пезидент РФ поручил Верховному суду РФ «рассмотреть вопросы о расширении составов преступлений, дела о которых подсудны суду с участием присяжных заседателей».ВС РФ предлагает допустить присяжных до коммерческих споров, за исключением тех, которые могут составлять гостайну, а также до отдельных категорий гражданских и административных дел.
Также возникла дискуссия о том, как правильно организовать работу суда присяжных - например, разрешить часто низкое участие кандидатов, выбранных в жюри. Стоит ли то, что априори неквалифицированным присяжным разрешается рассматривать экономические дела, которые часто запутаны и запутанно сплетены? Следует ли сводить анкету присяжных к вопросу о виновности подсудимого?
Однако общий климат дискуссии оставался оптимистичным. Так или иначе, но жюри - самый действенный инструмент реальной либерализации всей судебной системы. А расширение компетенции этого института, по сути, приводит к тому, что правила игры, знакомые всем участникам судопроизводства, начинают меняться. К Сюду возвращается доверие, и система обретает гибкость, что способствует качественным изменениям во всей системе правосудия.
Предыстория
История российского суда присяжных была тернистой и запутанной. Несмотря на то, что накануне распада СССР жюри было фактически восстановлено, за всю историю постсоветской России его активность увеличилась всего на восемь-десять лет. И этот институт постепенно встраивался в систему правосудия, с периодическими неудачами и сбоями.
С 1993 года испытания в пробном режиме проводились только в девяти регионах страны. Результаты были оценены как положительные, и после вступления в силу нового уголовно-процессуального законодательства в 2003 году судебные процессы были возбуждены по всей стране (за исключением Чечни, где они не появлялись до 2010 года). При этом, однако, наметилась негативная тенденция: из года в год дела постепенно выводились из-под юрисдикции «Народного суда» после появления все новых и новых статей Уголовного кодекса. К началу 2000-х их общее количество сократилось вдвое.
The Jury by John Morgan, oil on canvas, 1861.
Тем не менее суды присяжных способствовали увеличению состязательности в российском правосудии.