Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Глобальное образование: варвары у ворот!

fencingНа протяжении веков считалось, что образование освобо­ждает от невежества и помогает развивать способности, заложен­ные от природы. Идея Просвещения состояла в том, что человек, приобретая знания, совершенствует мир и сам совершенствуется. 

В рыночном обществе эта задача отошла на задний план. 

Происходит глобализация системы образования. Ее нагло представляют как индустрию, источник выгоды и экспортной выручки, как область конкуренции, когда страны, университеты и школы оцениваются по результативности. То, что происходит, беспрецедентно. беспрецедентно Администраторы взяли под контроль школы и университеты, насаждая бизнес-модель, заточенную под рынок. И лидером этой глобальной «индустрии» являются США, притом что стандарты там катастрофически упали. Идея в том, чтобы вос­производить продукты под названием «сертификаты» и «выпуск­ники». Университеты больше соревнуются между собой не по уровню обучения, а по уровню «роскоши»: где лучше общежития, спортзалы и танцплощадки, где числится больше знаменитых 

ученых, сделавших себе имя в академической науке, не связанной с преподаванием. 
 
Словно символизируя утрату ценностей просвещения, в Великобритании в 2009 году ответственность за деятельность университетов переложили с отдела образования на отдел по делам бизнеса. Тогдашний министр по делам бизнеса и иннова­ций лорд Мандельсон так объяснил это решение: «Я хочу, чтобы университеты больше сосредоточились на коммерциализации плодов своих усилий... бизнес должен быть во главе угла». 
 

Товаризация образования на всех уровнях

 

носит глобальный характер. Одна преуспевающая шведская коммерческая компания 
экспортирует стандартизованную систему обучения, которая минимизирует прямые контакты между учителями и учениками и контролирует и тех и других с помощью электронной системы. В вузах стало популярно обучение без преподавателя и «ауди­тории без преподавателя» (Giridharadas, 2009). Масачусетский технологический институт запустил проект Open Courseware Consortium, призвав к сотрудничеству вузы из других стран: в рамках этого проекта в Интернете публикуются бесплатные онлайн-курсы, в том числе лекции преподавателей, видеоуроки и экзаменационные вопросы. Портал iTunes предлагает лекции из Беркли, Оксфорда и других учебных заведений. Народный университет (University of the People), основанный израильским предпринимателем, предлагает получить диплом бакалавра без помощи преподавателей, посредством так называемого взаимного обучения: студенты учатся не у преподавателей, а у таких же 
студентов, обмениваясь вопросами и ответами в режиме онлайн.
 
 
Сторонники товаризации уверяют, что она якобы «делает потребителей ответственными». Скотт Макнили (Scott McNealy), гендиректор Sun Microsystems и один из инвесторов американ­ского Университета западных губернаторов (Western Governors University), считает, что преподавателям следует смотреть на себя как на «тренеров, а не создателей контента», приспосабли­вая материал к студентам и при этом ориентируясь на чужую, более авторитетную, учебную программу. 
 
Такая товаризация — и стандартизация — обесценивает образование, подрывая суть профессии и препятствуя передаче неформальных знаний. Она укрепляет рынки, где «победитель получает все», и ускоряет демонтаж профессиональных сообществ. Рыночные отношения в человеческом капитале — это ставка на «звездных» преподава­ телей и знаменитые университеты, выбор в пользу нормы и обще­принятых стереотипов. Враг не у ворот — он уже вошел в них.
 

Наш комментарий

 
Гай Стэндинг во многом прав, но упускает из виду положительные моменты онлайн обучения. Например, в условиях России экономически неоправданно повышение квалификации путем поездок из регионов России в Москву на краткосрочные курсы. Чтобы учиться ежедневно, нужно использовать веб конференции и мобильный формат. Кроме того группа экспертов может обладать неявными знаниями , превосходящими знания преподавателей. Необходимо такие знания извлечь. Для этого необходиы групповая фасилитация, работа тренера - модератора, мозговые штурмы, раздельные и групповые кокусы. Для случаев управления конфликтными ситуациями , инновационных проектов  онлайн обучение особенно эффективно.