Идеальное общество
Идея построения общества, в котором каждый человек оценивается, лучшие — наверх, худшие — вниз, причем делается это по идеальной схеме — осуществление этой идеи нереально. Слишком много случайных факторов. Аварии, родовые травмы, несчастные случаи, болезни и так далее. У нас никогда не получится оценить все эти случаи. И никогда не получится оценить людей, попавших в эти ситуации, по достоинству.
Судить человека по занимаемой им должности — грех
Святой Августин «О граде Божьем»
Мне нравится прекрасная цитата из «О граде Божьем» Святого Августина, где он говорит: «Судить человека по занимаемой им должности — грех». Говоря современным языком, это значит: грешно давать оценку человеку, судя по его визитной карточке. Не должность важна. И, в соответствие со Святым Августином, только Бог может поместить человека на то место, которое он заслуживает. Бог так и сделает в Судный день, когда вокруг будут ангелы и звуки труб, и небеса раскроются. Если вы не верите в Бога, эта идея покажется вам безумной, как и мне. Но тем не менее, в ней есть что-то очень ценное.
Другими словами, придержи коней,
если собрался судить людей. Не факт, что ты понимаешь истинную ценность этого человека. Не видишь его скрытую сторону. И не надо вести себя так, как будто нам всё про других понятно. Есть ещё один источник утешения и комфорта во всём этом. Если мы начинаем задумываться о неудачах, одна из причин, почему мы боимся этих неудач, не в потере денег и статуса. Мы боимся осуждения и насмешек со стороны людей. Так и есть.
Знаете, под номером один в списке осуждающих органов сегодня идут газеты. Если вы возьмете газету за любой день, вы найдете в ней множество имен людей, которые напортачили в жизни. Они спали не с теми. Они принимали не те таблетки. Они утверждали не те законы. Да что угодно. Они готовы к осуждению. Другими словами, они — неудачники. Их и называют «лузерами». Есть ли этому альтернатива? Я считаю, что западная традиция указывает нам на прекрасную альтернативу. Эта альтернатива называется трагедией.
Трагическое искусство глазами современных таблоидов
Трагическое искусство в том виде, в котором оно развивалось в древней Греции в пятом веке до нашей эры. Это была основная форма искусства, посвященная изучению человеческих неудач. Соответственно, и изучению приятия таких неудач. Однако, обычная жизнь не всегда соответствует принципам трагедии. Помню, несколько лет назад я размышлял на эту тему. Тогда же у меня была встреча в редакции газеты The Sunday Sport. Это жёлтая газета, которую я не советую вам даже начинать читать, если вы с ней уже не знакомы. Я начал говорить с ними об определенных великих трагедиях, представленных в западном искусстве. Мне хотелось понять, как они расскажут о голой правде некоторых историй, если те попадут как новости в отдел новостей их газеты.
Так я рассказал им об Отелло. Они, конечно, ничего о нем не слышали, но история им понравилась. (Смех) Я попросил их попробовать написать заголовок к заметке об Отелло.
Они придумали
«Свихнувшийся на любви иммигрант убил дочь сенатора».
Большими буквами на всю полосу. Тогда я рассказал им фабулу Мадам Бовари. И снова они были очарованы историей. Заголовок:
«Изменщица-шопоголик отравилась мышьяком, совершив кредитное мошенничество». (Смех)
А вот мой любимый пример. Эти ребята действительно по-своему гениальны. Мой любимый «Царь Эдип» Софокла. «Ослепленный сексом с матерью».
(Смех) (Аплодисменты)
С одной стороны этой палитры реакций у нас есть жёлтая газета. С другой стороны — трагедия и трагическое искусство. Предполагаю, что нам стоит хоть немного изучить то, что происходит в трагическом искусстве. Было бы глупо называть Гамлета лузером. Он не лузер, даже не смотря на то, что многое потерял. Скорее всего, нужно обратить внимание на то, какое послание шлет нам трагедия, и каково его значение для нас.