Форсайт-прогноз «Образование-2030»

В будущее вместе с нами!Форсайт-прогноз* «Образование-2030» в течение нескольких лет разрабатывало Агентство стратегических инициатив (АСИ), что позволило выявить несколько ключевых трендов развития образования в России.  Образование «уходит» в Интернет. И это становится все более заметно. Появляются такие онлайн-проекты как Coursera, созданная в Стэнфорде или Edx, которую поддерживают Гарвард, Беркли и MIT. Это площадки дистанционного обучения, заявляющие о том, что к 2020 году среди их слушателей будет более 1 млрд человек.

 

 Форум "Глобальное будущее образования"

(* Foresight, «взгляд в будущее» — социальная технология, системный процесс, позволяющий группе экспертов выявить доминирующие в той или иной области тренды, договориться о приоритетах и сформировать общее видение, общую «дорожную карту» будущего развития.) 

Недавно в Москве стартовало официальное открытие международного форума «Глобальное будущее образования» (Global Education Futures Forum — GEFF), который продлится год. Фактически это тот же форсайт, но уже в мировом масштабе. Его организаторами выступили Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) ВШЭ и Нацио­нальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ). Ведущие эксперты взялись выявить основные тенденции современного образования и выработать практические рекомендации на двадцать лет вперед для отдельных стран и регионов. О том, как будет развиваться этот проект и какого результата намерены достичь партнеры, рассказывает  ректор ТГУ Эдуард Галажинский.


GEFF — это совершенно исключительный проект,

связанный с определением сценариев развития мировой системы образования. Новый трек уникален тем, что он привлек международных экспертов со всего мира для того, чтобы сложить единую карту, единое понимание того, каким должно быть образование будущего.

— Очевидно, что понять основные вызовы ближайших десятилетий — это половина дела. Важно не только нарисовать футуристическую картину, но и разобраться, что с ней делать в дальнейшем. Это предполагает грядущий глобальный форсайт?

главная идея не только в том, чтобы понять, что будет с образованием, но и поговорить с инвесторами, обсудить, какими будут возможности для инвестиций в образование. Сейчас мы наблюдаем взрыв стартапов в этой сфере. В апреле 2015 года будет большая форсайт-сессия в США, конкретно в Силиконовой долине, и там будет присутствовать множество серьезных венчурных капиталистов как с американской, так и с российской стороны. Это возможность посмотреть на прогноз с точки зрения инвестиций. Потому что инвестиции в образование только за последнее время выросли с 3 до 12 млрд долларов. Во многом, благодаря тому, что традиционное образование не удовлетворяет нуждам постиндустриального общества.

Образование «уходит» в Интернет

 И это становится все более заметно. Появляются такие онлайн-проекты как Coursera, созданная в Стэнфорде или Edx, которую поддерживают Гарвард, Беркли и MIT. Это площадки дистанционного обучения, заявляющие о том, что к 2020 году среди их слушателей будет более 1 млрд человек. Не исключено, что такие наднацио­нальные «университеты миллиардов» могут всерьез потеснить традиционные вузы. Отдельные курсы начинают выстраивать в длинные образовательные цепочки от получения базовых знаний до специализации, их дополняют системой найма, получая эффективный механизм отбора студентов со всего мира. При этом мнение, что учеба должна заканчиваться до 25 лет, уже устарело, сейчас в тренде обучение на протяжении всей жизни. Уход от идеи «получить диплом» и переход к идее «обрести определенные знания и умения» становятся все более актуальными. Новые онлайн-инструменты помогают развивать когнитивные навыки.

 

Процесс обучения становится более индивидуализированным, содержание его подстраивается под особенности учащегося. В этом парадокс. Образование становится все более массовым, но за счет новых технологий все более индивидуальным. Человек может осваивать новый материал в том темпе и таким образом, как это наиболее комфортно и эффективно для него. Информационные технологии позволяют организовывать этот режим для миллионов людей одновременно. Активно внедряются игровые формы — уже доказано, что в таком режиме человек эффективнее осваивает предмет. Образование все больше ориентируется на практические занятия, поощряются реальные проекты и стартапы.

Привычным системам придется меняться

С одной стороны, доступность образования, конечно, огромный шаг вперед, но с другой — есть опасность перенасыщения ненужными специалистами. Все это ведет к тому, что привычным системам придется меняться. Существуют и определенные риски. Некоторые эксперты считают, что новые университеты объединятся с ведущими компьютерными компаниями, а затем глобальные бренды могут захватить систему образования. Появление новых технологий и продуктов почти мгновенно влечет за собой появление новых профессий и специальностей. Университетам в этом случае необходимо незамедлительно реагировать на такие изменения. Все эти и другие причины говорят о том, что привычным системам придется меняться. Но как именно? Как и куда? Как должен быть организован жизненный цикл обучения человека? Какова роль в создании образовательной экосистемы городов и социальных обществ? Как должна быть организована глобальная экосистема образования и как она должна взаимодействовать с локальными (регио­нальными) системами?

См. далее Открытые курсы электронного обучения 

 

Отрывок из статьи Сага о форсайте// Автор Владислав Михайлов «Эксперт Сибирь» №46 (432)