Я бы хотел переосмыслить понятие образования. Прошлый год стал свидетелем изобретения новой аббревиатуры из 4-х букв. Она начинается с М. МУКС (MOOCs): Массовые Открытые Онлайн курсы. Многие организации сейчас предлагают такие онлайн курсы миллионам студентов по всему миру бесплатно. Любой, имеющий выход в интернет и желание учиться, может получить доступ к этим замечательным курсам первоклассных университетов и получить сертификат по их окончании.
В сегодняшней дискуссии я бы хотел уделить внимание иному аспекту МУКС. Мы берём то, что мы изучаем, технологии, которые мы развиваем в целом, и применяем их в малом для создания смешанной модели обучения, чтобы действительно заново открыть и переосмыслить то, что мы делаем в аудитории.
Делится опытом Анант Агарвай Массачусетский, инноватор образования
Массачусетский Технологический Институт (США)
Внимание: МУКС не имеют ничего общего с профанацией под наименованием дистанционное обучение в российской школе!
Теперь нашим аудиториям не помешало бы измениться. Итак, аудитория в небольшом учебном заведении на северо-востоке Америки, под названием MIT. А такой была аудитория 50 или 60 лет назад, а это — нынешняя аудитория. Что изменилось? Цветные сиденья. Тусовка. Образование же, фактически, не изменилось за последние 500 лет. Последним большим новшеством в образовании были книгопечатный станок и учебники. Всё остальное изменилось вокруг нас. Всё кругом: от здравоохранения до транспортных перевозок — буквально всё стало другим, но образование не изменилось.
Также, существовала проблема доступности. То, что вы видите здесь — не рок концерт. И человек, которого вы видите на сцене — не Мадонна. Это — учебная аудитория в Университете Обафеми Аволво в Нигерии. Мы все уже слышали о дистанционном образовании, и студенты, те, что сзади, в 50 метрах от преподавателя, занимаются очень даже дистанционным образованием. Я действительно верю в то, что мы можем изменить образование и в качестве, и в уровне, и в доступности с помощью технологий. Например, в edX мы пытаемся изменить обучение с помощью онлайн технологий. Традиционное образование закостенело за эти 500 лет, трудно помышлять о его модернизации или перекраивании. Мы должны переосмыслить его. Это как переход от телеги к самолёту. Должна быть изменена сама инфраструктура. Должно измениться всё. Мы должны перейти от лекций на классной доске к онлайн упражнениям и онлайн видео. Мы должны перейти к интерактивным виртуальным лабораториям и игровым подходам в образовании. Мы должны полностью переключиться на онлайновую оценку работ, а также на равноправный диалог в духе дискуссионных клубов. Всё должно измениться.
155 000 студентов из 162 стран!
В edX и некоторых других компаниях мы применяем эти технологии в МУКС, чтобы сделать образование ещё более доступным. Вы слышали об этом примере, где, когда мы запустили наш самый первый курс — и это был MIT курс, повышенной сложности по электрическим цепям и электронике около полутора лет назад, 155 000 студентов из 162 стран зарегистрировалось на этот курс. И у нас не было маркетингового бюджета. 155 000 — огромная цифра. Это больше, чем общее количество выпускников MIT за его 150-летню историю. 7 200 студентов прошли этот курс, и это был нелёгкий курс. 7 200 — это тоже большая цифра. Если бы я преподавал в MIT по 2 семестра ежегодно, мне пришлось бы работать 40 лет, прежде чем я смог бы обучить такое количество студентов.
Такие большие цифры — только одна сторона дела. Сегодня я хочу обсудить другой аспект, другую сторону МУКС, рассмотреть иную перспективу. Мы пользуемся тем, что совершенствуем и узнаем в целом, применяя всё это в малом, в аудитории, создавая таким образом смешанную модель обучения.
Но прежде позвольте мне рассказать вам историю. Когда моей дочери исполнилось 13 лет, став подростком, она перестала говорить на английском, начав говорить на каком-то новом языке. Я называю это teen-lish. Это двоичный язык. В нем всего 2 звука: мычание и молчание.
«Дорогая, иди обедать».
«Хмм».
«Ты слышала меня?»
Молчание.
«Ты можешь меня послушать?»
«Хмм».
Итак, у нас, несомненно, были проблемы в общении и, фактически, мы не общались вовсе, пока однажды я не прозрел. Я послал ей сообщение. (Смех) И получил быстрый ответ. Я сказал себе, нет, должно быть, это была случайность. Должно быть, она подумала, что это был кто-то из её друзей. И я послал сообщение ещё раз. Бум, опять ответ. Класс! Итак, с тех пор наша жизнь изменилась. Я пишу сообщения, она отвечает. Это было просто супер.
Да, это Поколение Y устроено по-другому.
Я старше, и моя юношеская внешность, скорее всего, обманчива, я не принадлежу к этому поколению. И наши детишки действительно другие. Поколение Y ощущает себя абсолютно комфортно в онлайн технологиях. Итак, для чего мы сражаемся в аудиториях? Давайте не будем. Лучше заключить мир. И правда — мои большие пальцы слишком толстые, они не так уж хорошо печатают, но я готов поспорить, что в ходе эволюции наши детишки и их внуки уйдут не слишком далеко в вопросе «миниатюризации пальцев», чтобы печатать намного лучше, эволюция не станет сосредотачиваться на этом. Но что если мы встанем под знамёна технологии, примем естественные предпочтения поколения Y и действительно задумаемся о создании этих онлайн технологий, внедрим всё это в их жизни. Вот что мы могли бы сделать.
Я ненавидел ходить на занятия к 8 утра!
Вместо того чтобы отвозить их в классы, загоняя их туда в 8 утра — я ненавидел ходить на занятия к 8 утра, так почему мы заставляем нашу детвору делать это? — вместо всего этого лучше было бы дать им смотреть учебное видео и выполнять интерактивные упражнения в комфорте своих общежитских комнат или спален, столовой или в ванной комнате, в любом месте, где они более расположены к творчеству. Тогда они станут приходить в аудиторию для личного общения. Они смогут дискутировать между собой. Смогут сообща решать свои проблемы. Могут обратиться к профессору и получить от него ответы на вопросы. Действительно, в edX , когда мы проводили наш первый курс по электрическим цепям и электронике по всему миру, это было самым неизведанным для нас. Два преподавателя старших классов из Sant High School в Монголии переключили свои аудитории на курс наших видео лекций и интерактивных упражнений, где ученики старших классов, 15-летние, заметьте, пойдут выполнять задания к себе домой и придут в класс, и, как вы можете видеть на этом изображении, они будут взаимодействовать друг с другом и делать некоторые лабораторные работы по физике. Мы обнаружили всё это лишь потому, что они написали об этом в своём блоге, на который мы наткнулись.