Международ. техники медиации нужны в Казахстане

Содержание материала

Семейная медиацияЗакон «О медиации» Республики Казахстан не содержит прямого указания на используемые техники и стили медиации. Однако из программы подготовки медиаторов, утв. Постановлением Правительства РК № 770 следует, что предпочтение отдается подходу основанному на интересах конфликтующих сторон, поиска объективной истины (участие эксперта) и ориентации конфликтующих на заключение соглашения. Такой подход соответствует хорошо известной фазовой / поэтапной модели

медиации, основанной на интересах interesed based с целью заключения соглашения для решения проблемы problem solving. С учетом широты охвата сфер медиации, такой подход не работает в случае уголовных, семейных, школьных, родственных, межэтнических конфликтов. Уместно ли применение слово «поиск вариантов» или «торги», как о стадии медиации, предшествующей заключению медиативного соглашения, в случае если обсуждается вопрос о регламенте общения / месте проживания ребенка после развода? Или допустим, за оскорблением одноклассника на расовой почве последовал ответ в виде нокаутирования обидчика, а затем угроза уголовного преследования от «жертвы» - «обычный» школьный конфликт из практики автора.

В целом, говоря об интересах, теоретики медиации имеют ввиду индивидуальные или групповые интересы, которые присущи индивиду или группе, рассматриваемой по аналогии с личностью. Но всегда ли это так на практике?

Другой подход в медиации

Круглый стол по медиации. Казахстан.Рассмотрим пример из практики медиаторов Дж Монка и Дж. Унинслейда - авторов нарративного подхода, позволяющего рассматривать жизнь, переживания и действия конфликтующих сторон в соответствии с тем какие они себе представляют и рассказывают о конфликтной ситуации (narrative это повествование, рассказ)

Мужчина, Роман выбрал роль "добытчика", он обеспечивает экономическую основу семьи. Женщина, Роза, соответственно избирает роль "хранительницы очага", она воспитывает детей, создает эмоциональный климат в семье. Брак длится 14 лет, трое детей. Отношения в начале в семье были хорошие, а интересы супругов - общие. Семья проживает в городе, оба супруга работают.

Из-за упорного желания достигнуть финансового благополучия, Роман настолько сильно посвящает себя работе, что не видит как растут его дети: пятнадцатилетний сын, одиннадцатилетняя - дочь, и младший семи летний сын. Наконец семья смогла ощутимо улучшить жилищные условия приобрела отдельный коттедж, дорогой автомобиль, дети посещают престижную школу, отдыхают на лучших зарубежных курортах.

Но между Розой и Романом отношения охлаждаются, общих интересов всё меньше. Роза испытывает острое чувство одиночества и подает на развод. Роза ссылается на охлаждение отношений и требует чтобы суд оставил детей с ней. На этой стадии между супругами начинается медиация по рекомендации суда.

В процессе пре-кокусов - раздельных встреч со сторонами до совместной сессии медиации выяснилось следующее. С точки зрения Романа Роза совершает "предательство" по отношению к семье. Она "не выдержала" испытания, и следовательно необходимо применить в отношении Розы санкции, от неё следует отобрать детей. Мнения самих детей Роман не принимает во внимание. (По меткому выражению авторов нарративного подхода в случае развода дети относятся к "движимому имуществу" без права голоса.)

Но в процессе медиации дети выразили желание остаться с матерью, путь даже в менее благоприятных условиях — в двухкомнатной квартире. При этом лишь одиннадцатилетняя дочь сказала, что хотела бы остаться с отцом - ведь должен о нём кто- то заботиться! Хотя впоследствии в сессиях медиации дочь призналась, что хотела бы остаться с матерью. Мужчину очень удивило, что мнения детей сильно не совпадают с его представлениями о том, как все должно происходить в нормальной семье.

В представлении Розы Роман сильно «зациклился» на финансовом успехе и стал словно чужой. Она перестала испытывать к нему прежние чувства и считает, что её образ жизни в роли домохозяйки должен быть изменен, что возраст, внешность и полученное ею образование позволят её профессионально самореализоваться, тем более, что подруги отыскали подходящий вариант работы в крупной международной компании, где требуется хорошее знание иностранных языков, которым Роза увлекается со студенческих лет. (Наконец-то я могу посвятить себя работе!)

В последней декаде августа 2013 г. Сибирский Центр конфликтологии и Центр медиации Костанайской области проводят 48- часовой общий курс медиации в Казахстане. Данный курс рассчитан на лиц, не только желающих получить сертификат медиатора Республики Казахстан, но и начать медиативную практику. Более того, предлагаемый курс отличается практической направленностью

Здесь логически вытекают следующие вопросы.

a) Объясняются ли Романом и Розой роли только лишь психологическими причинами? или скорее это социальные роли? Мужчина - "добытчик", женщина, - "хранительницы очага", почему не наоборот?
b) Что в этой истории подразумевается под тем, что передается словами само собой разумеется?
с) Почему одиннадцатилетняя дочь говорит, объясняя своё желание остаться с жить отцом словами: «ведь должен о нём кто- то заботиться!» Она хотела бы остаться в семье со своими братьями, но есть ДОЛГ перед отцом. Почему она так считает?