Преодоление этноконфессиональных конфликтов - залог будущего

Содержание материала

Динамика конфликта

https://univer.emediator.ru/
Напомним, что в номере… «Советская Сибирь» публиковала мнения экспертов по поводу инцидента с подростком из Керчи, который расстрелял окружающих и покончил с собой. Молодой человек как бы «репетировал» трагедию, его поведение настораживало многих, но люди не знали, как реагировать и бездействовали: пусть разбирается полиция. Такая тактика социального оправдания подготовки преступления заводит в тупик.


Марат Авдыев согласен, что большинство конфликтов — в том числе и межэтнических, межконфессиональных — назревают медленно и постепенно, но проистекают стремительно, как врыв. Чтобы ситуация не вышла из-под контроля, важно не только выслушать каждого участника конфликта, но и постараться понять его. Отказаться от поспешных и поверхностных суждений: что понимается под словами есть само- собой разумеется? Обратить внимание на мотивацию и определить: несут ли действия собеседника реальную угрозу жизни и здоровью людей? Быть может, речь идет об особенностях мировосприятия, которые нам просто не вполне понятны?


Есть традиционные техники урегулирования конфликтов, которым уже не одно тысячелетие. В частности, бушмены Африки племена аборигенов из Австралии используют так называемые «круги примирения». Смысл технологии в том, что все участники спора разоружаются, садятся в круг, и каждый из них получает возможность выразить свое мнение посредством определенных ритуалов. Когда страсти накаляются слишком сильно, ядовитые стрелы и прочее «оружие массового поражения» убирают куда подальше, чтобы не допустить кровопролития. Если конфликт заходит в тупик, стороны делают перерыв: навещают родственников, советуются с опытными людьми и уповают на небеса с тем, чтобы те послали мудрое решение. Как показывает практика, рано или поздно конфликт урегулируется.

https://univer.emediator.ru/


— Здесь нам есть чему поучиться, — подчеркнул Марат Авдыев. — Те же самые техники используют организаторы круглых столов во всем мире: люди рассаживаются в круг и обсуждают деликатную проблему. Например, моббинг, буллинг — проще говоря травлю ребенка в школе. Есть ведущий, который следит за обменом мнениями, есть определенные правила — не перебивать, уважать время собеседников, и так далее. Применение таких технологий поможет избежать многих неприятностей.
Наконец, ведущий тренинг-семинара напомнил об опыте построения мирных отношений на Ближнем Востоке, которым поделился медиатор Гарвардской школы антрополог Уильям Юри. У него возникла идея создать пешеходный паломнический маршрут под девизом из пункта «Нет» в пункта «Да» по стопам Авраама — дорогу, соединявшую очаги цивилизации на Ближнем Востоке. Чтобы предпринять грандиозный поход по маршруту, названному в честь библейского патриарха, гарвардские энтузиасты получили необходимую визовую поддержку, заручились согласием властей и пригласили к участию в проекте всех добровольцев — людей самых разных национальностей и народов- это тысячи и тысячи граждан, в том числе — враждующих между собою.

Передвигаясь по древнему маршруту от одного населенного пункта к другому, путешественники гораздо чаще сталкивались с обрядом гостеприимства, чем с враждой. И это позволило сделать вывод: несмотря на политические разногласия, народы мира, как правило, идут плечом к плечу. На бытовом уровне у «обычных» людей для вражды нет оснований.


— Российское государство существует уже много веков, поэтому исторический опыт убеждает — народы могут жить в мире, — резюмировал Марат Авдыев. — Да, в нашей истории есть проблемные моменты, но есть и такие периоды, когда разные народы, населяющие территорию нашей страны, действовали сообща, на общий успех.
Преодоление смуты на рубеже XVI — XVII веков, победа над фашизмом и другие примеры — это факты, которые нужно помнить и которыми стоит гордиться. Что же касается опыта общения с представителями разных конфессий и народов, он дает возможность увидеть мир во всем его многообразии. Будущее — за специалистами, которые могут рассматривать сложные ситуации с разных точек зрения, видеть их во всей полноте.