Социальные конфликты

Из пункта Нет в пункт Да по стопам Авраама

Содержание материала

Вместо ожидаемой враждебности - поразительное гостеприимство

Позвольте задать вам вопрос. С кем-нибудь из вас случалось такое, чтобы вы оказывались в незнакомой обстановке или в чужой стране и совершенно неизвестный вам человек, которого вы видели в первый раз, подошёл бы к вам и проявил бы заботу, может быть, пригласил вас к себе домой, предложил воды, кофе, угостил бы вас? Сколько человек в зале, с которыми такое случалось? Вот в чём суть пути Авраама. Но это вы и найдёте, если придёте в эти деревушки Ближнего Востока, от которых вы ожидаете враждебности, а получаете поразительное гостеприимство, и всё это связано с Авраамом. "Во имя отца Авраама, позвольте мне предложить вам пищу". Мы обнаружили, что для этих людей Авраам - это не просто персонаж из книжки, он живой, и его присутствие ощущается.

Тысячи и тысячи людей - по пути Авраама

За последние пару лет тысячи людей стали совершать пешие прогулки по пути Авраама на Ближнем Востоке, наслаждаясь гостеприимством местных жителей. Люди стали ходить пешком по Израилю и Палестине, Иордании, Турции и Сирии. Это потрясающее чувство. Мужчины, женщины, молодёжь, старики - больше женщин, чем мужчин, вообще-то, что интересно. Для тех, кто не может ходить пешком, или не может приехать туда прямо сейчас, организуются прогулки в городах, в собственных сообществах. В Цинциннати, например, была организована прогулка из церкви в мечеть и в синагогу, и все вместе ели еду Авраама. Это был День пути Авраама. В Сан-Паулу, в Бразилии, такой день теперь проводится ежегодно: тысячи людей бегут по символической тропе Авраама, и в этом забеге объединяются различные сообщества. Средствам массовой информации это очень нравится, они обожают такие события. Они подробно освящают такие события, потому что они наглядны и хорошо передают идею, идею гостеприимства Авраама, идею проявления доброты по отношению к незнакомым людям. Всего пару недель назад эта история освещалась Национальным радио США. В прошлом месяце была статья в газете "Гардиан", в манчестерском выпуске - целых две страницы. В статье были процитированы слова местного деревенского жителя, который сказал: "Эта прогулка соединяет нас со всем миром". Он сказал, что прогулка подобна свету, который осветил наши жизни. Прогулки дали нам надежду. Вот ради чего всё это делается.


Но это не просто психология, это ещё и экономика, потому что по пути люди тратят деньги. Эта женщина на фотографии, Ум Ахмад, живёт на тропе в Северном Иордане. Она живёт в безнадёжной нищете. Она отчасти слепа, её муж не может работать, у неё семеро детей. Но что она может делать, так это готовить. И она стала готовить для групп пеших туристов, которые идут через деревню и едят у неё дома. Они сидят на полу. У неё даже скатерти нет. Она готовит удивительно вкусную еду из трав, которые растут вокруг деревни. Со временем туристов стало становиться всё больше и больше. И, наконец, она начала зарабатывать и теперь может прокормить свою семью. Она сказала нашей команде: "Благодаря вам я стала заметной в деревне, в которой люди стыдились смотреть на меня". Вот в чём потенциальные возможности пути Авраама. На этом пути по Ближнему Востоку разбросаны буквально сотни такого рода сообществ. Потенциально мы можем сменить темп игры. А для этого необходимо сменить формат, сменить точку зрения - сменить настрой заменить враждебность гостеприимством, терроризм - туризмом. С этой точки зрения, путь Авраама - это фактор, изменяющий правила игры.


Из жёлудя вырастает дуб — дерево

У меня с собой есть маленький жёлудь, который я подобрал при прохождении пути в этом году. Жёлудь, конечно, ассоциируется с дубом, потому что из жёлудя вырастает дуб - дерево, которое ассоциируется с Авраамом. Сейчас наш путь подобен жёлудю: он находится на ранней стадии развития. Каким вырастет это дуб? Я вспоминаю своё детство: я родился в Чикаго, а потом много лет прожил в Европе. Если бы вы оказались в руинах, скажем, Лондона, в 1945 году, или в Берлине, и если вы бы сказали: "Через 60 лет это будет самое прекрасное, самое процветающее место на Земле", - вас бы сочли совершенно сумасшедшим. Но, благодаря общему европейскому самосознанию и общей экономике, европейцы сумели добиться этого. Поэтому я хочу спросить, если это может быть сделано в Европе, почему этого нельзя сделать на Ближнем Востоке? Почему нет? Благодаря общему самосознанию - истории Авраама - и общей экономике, которая во многом будет опираться на туризм.


Я еще не сталкивался с конфликтом, который нельзя было не разрешить

Позвольте мне завершить свой рассказ такими словами: проработав 35 лет в самых опасных, сложных и неразрешимых конфликтах планеты, я еще не сталкивался с конфликтом, который нельзя было не разрешить. Это нелегко, конечно, но это возможно. Это получилось в Южной Африке. Получилось в Северной Ирландии. Это может получиться где угодно. Это просто зависит от нас. Это зависит от нашей решимости стать третьей стороной. Поэтому позвольте мне предложить вам рассмотреть возможность стать третьей стороной, даже если это будет очень маленький шаг. Мы стоим на пороге изменений. Просто подойдите к человеку другой культуры, из другой страны, другой национальности, к тому, кто чем-то отличается от вас, и заговорите с ним, выслушайте его. Так вы станете третьей стороной. Так вы пойдёте по пути Авраама. 

Частично использованы: TED Talks 

Translated by Maria Polishuk
Reviewed by Julia Batkaeva

 

Секреты третьей стороны

Во-первых, секрет мира - это третья сторона. Третья сторона - это мы, каждый из нас. Сделав простой шаг, мы можем приблизить нашу планету на один шаг ближе к миру. Есть старая африканская пословица: "Если связать паучьи сети, можно остановить даже льва". Если мы сможем связать сети мира, сплетённые третьими сторонами, мы сумеем остановить даже льва войны.