Социальные конфликты

За развитие социального государства

6Россия — это социальное государство. Большую роль в реализации принципов социальной политики играют просвещение и социальное предпринимательство, сетевые технологии, гражданское общество и некоммерческие организации. Вразрез с этими посылами ряд государственных услуг оказывается таким способом, что именно малому бизнесу и социально уязвимые группы населения пенсионеры, инвалиды, мигранты, малоимущие и др. вынуждены переплачивать спецоператорам, нотариусам, иным специальным агентам за рутинные операции связанные с подготовкой обращения в органы власти и управления в надлежащем формате

или направления необходимых отчетов в надлежащий государственный реестр. Альтернатива для заявителя состоит в том, чтобы получить услуг в неудобном формате, заплатить по более высокому тарифу за очное обращение или столкнувшись с трудно преодолимыми препятствиями, совсем отказаться от госуслуги, например от права на судебную защиту.

Ряд социальных услуг позиционируются как услуги класса «люкс» и доступны лишь наиболее обеспеченным слоям населения

Так, дольщик был вынужден обратиться с заявлением о банкротстве Застройщика, против которого возбуждено свыше ста (!) исполнительных производства в службе судебных приставов по требования иных дольщиков, кредиторов и налоговых органов. Прежде, чем подать заявление о банкротстве, необходимо направить уведомление «Интерфакс», который ведет соответствующий госреестр, но принимает обращения только в электронной форме, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью и только при условии установки операционной системы Windows и специальных плагинов, настроек брузера у Заявителя. Эти жёсткие «но» ставят рядовых граждан и малый бизнес перед выбором: преплачивать в 8-24 раза вместо 850 руб. 5000 руб. посреднику, который принимает на себя функции «переводчика с бразильского на португальский» или передать обращение через нотариуса, доплатив 15000 руб. по тарифу либо просто воздержаться от защиты своего права. При такой социальной дискриминации ряд социальных услуг позиционируются как услуги класса «люкс» и доступны лишь наиболее обеспеченным слоям населения. Оборотная сторона цифровизации - это поражение в экономических правах для 90-95% россиян, не располагающих специфическими знаниями и доходами. Как раз таким граждане с невысокими доходами поставлены в уязвимое положение и зачастую переплачивают за госуслуги в силу имеющихся барьеров.

 

Оборотная сторона цифровизации - это 95% рядовых граждан, вынужденных переплачивать нотариусам, спецоператором, посредникам в "переводе бразильского на португальский".

 

 

Цифровые барьеры на пути к реализации социльных прав

Ответы госпорганов также трудны для понимания, как например: Росреестр выдает нечитаемые выписки из госреестра прав на недвижимое имущество с сделок с ним, даже после преобразования в "человеческий формат", выписка договоров долевого участия многоквартирного дома может содержать 500-700 стр. непрерывного текста одним рулоном, распознаваемого лишь на достаточно мощеных современных компьютерах. Разбивка на стр. и печать в виде твёрдой копии предоставляются за дополнительную плату, кратно превышающую тариф, а всё вместе — существенная доля от прожиточного минимума. Другими словами, миллионы рядовых пенсионеров, инвалидов не смогут прочитать такую выписку, не смогут защищать свои жилищные права в споре с застройщиком эффективным образом. Можно продолжить эти примеры: . . . не смогут вернуть списанные социальные пособия либо пенсии судебным приставом-исполнителем, потому что действующее законодательство и социальная практика не принимает в расчёт эти слои населения.

Сложно понять ответы судов, Пенсионного фонда, выписки банков, что создает почву для обмана и злоупотреблений. Аналогична ситуация в сфере малого бизнеса: госуслуги по регистрации ЮЛ в электронном формате работают с такими барьерами, что проще переплатить посреднику. Из-за проблем межведомственного взаимодействия госорганы отказывают в защите прав или дают противоречащие ответы. Сайты госорганов (Госуслуги, налоговых органов Федеральной службы судебных приставов, органов полиции, министерства внутренних дел, прокуратуры, судов и др. нередко «зависают», содержат массу избыточной текстовой информации, которая затрудняет, а не облегчает поиск нужной услуги и сильные ограничения по объему загружаемых документов, что препятствует обращению граждан и бизнеса. Кроме того, ряд госуслуг предполагает специфический формат обращения, создаваемый ненадежными программами сторонних исполнителей, недружественных с минимумом поддержки либо непомерно дорогими. Для иллюстрации от 50 000 руб. и выше стоит выгрузка достаточно стереотипных данных в Федеральный реестр документов об образовании и дипломов — соответствующий кейс  рассмотрен.

В этой ситуации помогает медиация в синтезе с современными информационно-коммуникационными технологиями, правовое просвещение, онлайн формат обучения, обеспечение доступности государственных услуг в многофункциональных центрах, дружественные сайты госорганов и машинное обучение с целью снятия барьеров на пути защиты социальных прав. Медиация социальной сфере предполагает активное межведомственное взаимодействие и кросс-компетенции, конституирование тех социальных практик, которых в обществе ещё нет.

 

Нужно законодательно изменить порядок возбуждения уголовных дел по запросу граждан. С таким предложением обратилась к депутатам Госдумы Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.

Она представляла депутатам Госдумы доклад о своей деятельности. Омбудсмен рассказала о ключевых моментах, на которые народным избранникам стоит обратить внимание при совершенствовании законодательства. В частности, она обозначила проблему, связанную с необоснованными отказами в возбуждении уголовных дел. Доля обращений к омбудсмену по этому поводу очень высока. По ее словам, граждане, по сути, сталкиваются с запретом на доступ к правосудию. А значит, потерпевшие не могут добиться возмещения вреда и розыска виновного в совершении преступлений. Например, в Московской области следователи 23 раза отказали заявителям в возбуждении уголовного дела - речь шла о незаконном отчуждении земельных участков граждан в пользу некоммерческой структуры. "И только после проверки прокуроров по нашей инициативе и нашей просьбе уголовное дело было возбуждено", - заметила Москалькова.

Всего же прокурорами было отменено в качестве незаконных два миллиона постановлений об отказах в возбуждении уголовного дела. "Все это разворачивает нас к необходимости пересмотреть стадию возбуждения уголовного дела... И я вас, уважаемые коллеги, просила бы обратить на это внимание", - обратилась она к депутатам, добавив, что глава государства поддерживает ее в том плане, что "нужно что-то делать с этой ситуацией".

Есть и другая проблема. Как заявили в Госдуме, на 32% увеличилось количество обращений граждан по поводу необоснованного возбуждения уголовных дел, и это тревожный сигнал. "Качество следственной и судебной статистики, качество судопроизводства - это те вопросы, которые нам необходимо решать совместно", - согласилась с омбудсменом глава Комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова.

Татьяна Москалькова призвала Госдуму активней защищать граждан
Текст: Татьяна Замахина
Российская газета - Столичный выпуск № 156(7914)