Итак, когда речь заходит о сложных переговорах, я вспоминаю одну из моих любимых восточных притч. Трём братьям досталось в наследство 17 верблюдов. Первому сыну отец оставил половину верблюдов; второму сыну досталась треть верблюдов, а младшему - девятая часть. И вот братья принялись делить верблюдов: 17 не делится на 2. И на 3 не делится. И на 9 не делится. Напряжение между братьями нарастало. Наконец, отчаявшись, они решили . . .
посоветоваться со старой мудрой женщиной. Старая мудрая женщина долго думала, но, наконец, она вернулась к ним и сказала: "Ну, уж не знаю, смогу ли я вам помочь, но, если хотите, можете взять моего верблюда". Итак, у них оказалось 18 верблюдов. И старший сын взял свою половину - половина от 18 это 9. Средний сын взял свою треть - треть от 18 это 6. Младший сын забрал свою девятую часть - девятая часть от 18 - это 2. Итого получается 17. Остался один верблюд - и они вернули его пожилой мудрой женщине.
Посмотреть на ситуацию свежим взглядом - моё призвание
Если задуматься, мне кажется, эта история похожа на огромное количество сложных переговоров, в которых мы участвуем. Всё начинается с 17 верблюдов - и эта задача неразрешима. Каким-то образом нам нужно выйти из этой ситуации, как та мудрая женщина, посмотреть на ситуацию свежим взглядом, и вернуться с 18-ым верблюдом. Поиск этого 18-го верблюда для разрешения мировых конфликтов стало моим призванием. Я смотрю на человечество в целом как на этих трёх братьев: мы все - одна семья.
По результатам цикла семинаров о медиации в этно-религиозных конфликтах в Новосибирске
С научной точки зрения, нам известно, что благодаря революции коммуникаций, все племена на планете, все 15000 племён, находятся в контакте друг с другом. Мир - это большой семейный праздник. И, как на большинстве семейных праздников, не всё идёт гладко и спокойно. Возникает множество конфликтов. И вот вопрос: как же справиться с нашими различиями? Как мы справляемся с коренными различиями, учитывая человеческую склонность к конфликтам и гениальные изобретения человека по разработке оружия массового уничтожения? Вот в чём вопрос.
Поскольку большую часть последних тридцати - почти сорока - лет я провёл путешествуя по миру, пытаясь работать в конфликтах от Югославии до Ближнего Востока, от Чечни до Венесуэлы, в сложнейших конфликтах на планете, я задавал себе этот вопрос. И я думаю, мне удалось, в какой-то мере, открыть секрет пути к миру. Он на удивление прост. Осуществить его непросто, а сама идея проста. Она даже не нова. И, может быть, это одно из древнейших наследий человечества. Секрет мира - это мы. Потому что это мы действуем как сообщество, окружающее любой конфликт. Это мы можем сыграть конструктивную роль.